Функции и значение Я-концепции

Психология » Различие Я-концепций подростков и юношей » Функции и значение Я-концепции

Можно выделить две основные функции Я-концепции.

1. Я-концепция выступает как наиболее важная детерминанта ответных реакций на окружение индивида (Роджерс). Образы, составляющие Я-концепцию служат регуляторами поведения человека и взаимодействия с другими людьми. Я-концепция выполняет мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности (функция саморегуляции). Чем более адекватной является Я-концепция человека, тем легче ему управлять своим поведением.

2. Я-концепция предопределяется восприятие значений, преписываемых социальному окружению (Роджерс). Становление Я-концепции является важным моментом в формирование личности, адекватно отражающей социальную ситуацию и способной взять на себя решение наиболее важных общественно значимых задач, а также передавать свою духовность живущим в этом же обществе, стране, семье и едином цивилизационном пространстве.

Это функция отражения информации о самом себе и окружающем.

Значение Я-концепции.

С момента своего зарождения Я-концепция становится важным фактором в интерпретации опыта. Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Значение Я-концепция как средства обеспечения внутренней согласованности.

Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к когнитивному диссонансу. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Стремясь избавиться от этой рассогласованности, человек может либо отказаться видеть вещи такими, какие они есть, и верить людям, сообщающим ему что-то о нем самом, либо стремиться изменить каким-то образом себя или окружающих.

Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется и включается в Я-концепцию. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся Я-концепции, он отвергается, игнорируется. В том случае, когда отличие нового опыта от уже имеющихся представлений индивида о себе не принципиально, он может внедряться в структуру Я-концепции, насколько это позволяют адаптационные возможности составляющих ее самоустановок [Шильштейн Е.С., 2000].

Я-концепция как интерпретация опыта.

Еще одна функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Два человека, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному. У человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта.

Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

Социальная ситуация оценивается в соответствии с компонентами Я-концепции, затронутыми в этой ситуации.

Я-концепция как совокупность ожиданий.

Итак, Я-концепция определяет, во-первых, то, как будет действовать индивид в конкретной ситуации, а во-вторых, то, как он будет интерпретировать действия других. Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет ожидания индивида, то есть его представления о том, что должно произойти.

Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Дети, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.

Я-концепция является важным фактором организации психики и поведения индивида, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида.

Информация по теме:

Условия развития специальных способностей
Способности имеют сложную структуру, которая зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: · репродуктивный · творческий Человек, находящийся на репродуктивном уровне, лишь обнаруживает высокое умение усваива ...

Преодоление состояния фрустрации
Преодоление состояния фрустрации - психического состояния, вызываемого неожиданным возникновением препятствий на пути к намеченной цели, переживанием неудачи. Непреодолимая разница между желаемым и реально достижимым служит предпосылкой д ...

Особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте
Анализ онтогенеза конфликтного поведения показывает, что подростковый возраст является наиболее напряженным с точки зрения возникновения межличностных конфликтов. Повышенная конфликтность подростков во многом определяется особенностями и ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта