Становление самосознания и самооценки в подростковом возрасте

Психология » Отношения в системе взрослость - детство как самооценочный ресурс для подростка » Становление самосознания и самооценки в подростковом возрасте

Страница 1

Л.С. Выготский определяет развитие личности как развитие самосознания человека. Начало подросткового возраста связано с изменением интеллектуальной деятельности, происходит «изменение установки от наглядности к пониманию и дедукции».

Лев Семенович говорит так же, что это возраст, когда «… образный характер всего мышления, но не менее характерен для этого возраста и переход к абстрактному мышлению, начало мышления в понятиях. Это возраст созревания личности и миросозерцания. Открытие своего «Я», завоевание внутреннего мира, поворот извне внутрь. Можно сказать, что происходит интеллектуализация жизни ребенка, теперь помимо того, что человек может сказать, что он чувствует голод, обиду или радость (кризис 7 лет), он может понять и объяснить, что является причиной такого его самочувствия и становится способным не просто фиксировать состояния, но научается управлять ими. Это возможно согласно Л.С. Выготскому благодаря личностному развитию, то есть развитию самосознания.

Известный исследователь Жан Пиаже, сделавший огромный вклад в развитие современной детской психологии и разработавший периодизацию развития мышления определяет подростковый возраст как возраст развития высшей формы мышления человека - стадия развития формальных операций. В своей работе «развитие мышления» он пишет: «становление формального мышления происходит в юношеский период. В противоположность ребенку, юноша - это индивид, который рассуждает, не связывая себя с настоящим, строит теории, чувствует себя легко во всех областях, в частности в вопросах, не относящихся к актуальному моменту… Характерное для юношества рефлексивное мышление зарождается с 11-12 лет, начиная с момента, когда субъект способен рассуждать гипотетико-дедуктивно, то есть на основе одних общих посылок, без необходимой связи с реальностью или собственными убеждениями».

Данные утверждения Льва Семеновича и Жана Пиаже позволяют нам считать, что подросток 13-14 лет способен в связи с развитием интеллектуальной сферы и становлением рефлексии, представлять себе обобщенный образ взрослого, отвечать на обобщенные вопросы, делать выводы о типе складывающихся со взрослыми отношениями.

Эта новая способность ребенка позволяет нам предполагать, что его отчет самооценки является достоверным материалом, на основании которого мы можем судить о его истинном оценивании себя, о том, какие отношения у него складываются с окружающими и как отдельный человек из его окружения влияет на становление самооценки.

Так же мы должны сказать о специфике самооценки подростка, находящейся в процессе формирования. А.В.Петровский так рассматривает этот вопрос: «У взрослого человека самооценка, как правило, весьма устойчива. И его самооценка в большинстве случаев сближается с той, которую дают ему окружающие. И если самооценка более или менее постоянно оказывается достаточно высокой, у человека появляется уверенность в своих возможностях, самоуважение, хорошее самочувствие в коллективе.

Подросток же оказывается в принципиально другом положении. У него еще не сложилась устойчивая самооценка, и во многом потому, что он попеременно ориентируется на предполагаемую оценку своего поведения со стороны различных авторитетов: родителей, педагогов, сверстников из различных референтных групп».

Такая неустойчивость в самооценивании подростка происходит по причине отсутствия четких определенных критериев, понимания, что лично для него важно и значимо. Поэтому задача взрослого состоит в том, чтобы помочь подростку определить эти критерии, способ самооценивания себя в любой ситуации. Мы считаем, что такой помощью со стороны взрослого могут быть отношения сотрудничества: постоянные, стабильные, регулируемые общей для ребенка и для взрослого целью.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Психологические задачи развития в пожилом возрасте
При прохождении каждого возрастного этапа человек решает определенные задачи развития. А.В. Мудрик выделяет три группы задач, решаемых человеком на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психол ...

Тревожности и стрессоры пожилых людей
Особое место занимает проблема тревожных состояний у пожилых лиц. Возрастные изменения психической сферы характеризуются ухудшением образного мышления, снижением силы, уравновешенности, концентрации и подвижности основных нервных процессо ...

Проблемы возрастной периодизации психического развития
Современная отечественная психологическая наука решает проблему развития психики, считая человека существом биосоциальным, рассматривая действия двух факторов в единстве, исходя из материалистического понимания психики как свойства мозга, ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта