Специфика агрессивного поведения

Психология » Изучение агрессивности студентов как социально-психологического феномена » Специфика агрессивного поведения

Страница 2

Как правило, агрессивное поведение сопровождается различными аффектами (в порядке усиления интенсивности и глубины): раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. Интенсивность психологических аффектов коррелирует с их психологической функцией. Одним из наиболее интенсивных агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии при определенных условиях ненависть и желание мести могут неадекватно усиливаться. Если они становятся стабильной характерологической установкой, то можно говорить о достижении уровня психопатологии характера.

В более «легких» случаях психопатологии ненависть приобретает форму жестких моральных запретов и агрессивного утверждения собственных идеалов. Также ненависть может проявляться в страстной форме обладать властью, подчинять и унижать. Еще одним из выражений ненависти может служить самоубийство, например, когда «Я» идентифицируется с ненавидимым объектом и самоуничтожение становится единственным способом его устранения.[1]

Отношения с ненавистным объектом представляют особую ценность для личности агрессора. В глубине души он одновременно стремится и к разрушению объекта своей ненависти, и к сохранению отношений с ним. Ненависть, похоже, играет роль мстительного триумфа как над другим человеком, как и над той частью собственного «Я», которая внушает ужас в настоящее время и требует мести за прошлые страдания.

В качестве индивидуально-личностных характеристик, потенцирующих агрессивное поведение, обычно рассматривают такие черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, предрассудки (например, национальные), а также склонность испытывать чувство стыда вместо вины. Важную роль в поддержании склонности к насилию может играть убежденность человека в том, что он является единовластным хозяином своей судьбы (а иногда и судеб других людей), а также его положительной отношение к агрессии (как полезному или нормальному явлению).[14]

Другой особенностью, влияющей на агрессивное поведение личности, является ее способность переносить фрустрацию. В целом фрустрация – весьма распространенное явление, и люди существенно различаются по способности справляться с ней. Если же агрессивное поведение успешно способствует устранению фрустрации, то оно с большей вероятностью усиливается в соответствии с законами научения. К тому же проблемы могут возникать в том случае, если человек имеет повышенную чувствительность к фрустрации, а также, если у него не выработаны социальноприемлемые способы преодоления фрустрации.[20]

Таким образом, при неблагоприятном воздействии внутренних и внешних факторов агрессивное влечение, действительно приобретает формы агрессивности и устойчивого разрушительного поведения вплоть до общественно опасных форм. Но агрессия не обязательно должна приводить к отрицательным последствиям. Например, она может не только смещаться на все новые и новые объекты, но и замещаться, сублимироваться (своеобразный механизм психологической защиты у Фрейда) в различных формах деятельности – бизнесе, учебе, спорте, лидерстве и т. д.

Очевидно, что в норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она также выступает источником активности индивида, его творческого потенциала и стремления к достижениям. Личность может и должна распознавать различные проявления агрессии, выражать ее в социально приемлемых формах, наконец, уходить от насилия над другими и над собой. Агрессивное поведение – дело личного выбора каждого взрослого человека, задача же овладения своей агрессией – одна из труднейших психологических задач.1

1.3 Групповая агрессия

Задачей данной научно-исследовательской работы является изучение агрессивности в такой малой социальной группе, как группа студентов. В связи с этим необходимо обратиться к рассмотрению тех психологических факторов и особенностей, которые служат проявлению именно групповой агрессии, т. е. как и в какой степени личность в условиях группы выказывает такое свое свойство, как агрессивность.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Влияние родительских отношений на проявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие, являются родительские отношения. Приведём подборку исследований зарубежных и отечественных авторов по данной проблеме. К. М ...

Понятие девиантного поведения
Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклоне ...

Характеристика сущности и содержания процессов памяти в психолого-педагогической литературе
Память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей по ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта