Агрессия принимает самые разнообразные формы. По формальным характеристикам в психологии выделяют следующие формы агрессивных действий:
(1) Негативные – позитивные (деструктивные - конструктивные);
(2) Явные – латентные (внешне наблюдаемая реакция – скрытая агрессия);
(3) Вербальные – физические (словесное нападение – словесное нападение);
(4) Прямые – косвенные (непосредственно направленные на объект – смещенные на другие объекты); (5) Враждебные – инструментальные (с целью причинения вреда)/боли другому человеку – с иными целями; (6) Эго-синтонные (принимаемые личностью) – эго-дистонные (чуждые для «Я», осуждаемые самой личностью). [1]
Наиболее привычными, явными выражениями агрессивного поведения считаются злословие, повышение тона и громкости голоса, аффектация, принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы. Скрытые формы агрессивного поведения выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинения вреда себе и самоубийстве.[22]
В реальной жизни бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его внутренней агрессивной тенденцией, или же оно зависит от каких-либо иных факторов. Анализ дополнительных личностных и ситуативных факторов, например значимость (в том числе и опасность) конкретной ситуации для человека, его способность осознавать свое поведение и контролировать свои чувства; а также целенаправленность поведения; степень причиняемого им вреда, дают возможность определить внутреннюю агрессивную тенденцию конкретной личности.[1]
Агрессивное поведение конкретной личности может дифференцироваться:
1. По степени личностной вовлеченности:
· Ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию);
· Агрессивное состояние (в структуре посттравматического расстройства, на фоне стресса, возрастного кризиса, дезадаптации);
· Устойчивое агрессивное поведение личности.
2. По степени активности:
· Пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего-либо);
· Активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий).
3. По эффективности:
· Конструктивное агрессивное поведение (способствующее адаптации, успеху и совладанию со стрессовыми ситуациями);
· Деструктивное агрессивное поведение (наносящее ощутимый ущерб самой личности или окружающим ее людям).
4. По выраженности психопатологической составляющей:
· Нормальное агрессивное поведение;
· Агрессивное поведение в рамках патологических реакций;
· Агрессивное поведение в рамках поведенческих расстройств (например, зависимое поведение);
· Агрессивное поведение в рамках личностных расстройств (например, нарциссического или пограничного расстройств личности);
· Агрессивное поведение в рамках психических заболеваний и психопатологических синдромов: эксплозивный, психоорганический, дементный, параноидальный, психический автоматизм, сумеречное расстройство сознания и др.
В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях, тенденцию к разрушению, направленность на причинение вреда окружающим людям, склонность к насилию (причинению боли).
В структуре агрессивного поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней:
· Поведенческий (агрессивные жесты, высказывания, мимика, действия);
· Аффективный (негативные эмоциональные состояния и чувства, например, гнев, злость, ярость);
· Когнитивный (неадекватные представления, предубеждения, расовые и национальные установки, негативные ожидания);
· Мотивационный (сознательные цели или бессознательные агрессивные стремления).
Агрессивное поведение можно отличит как по внешним признакам, так и по внутренним репрезентантам. Внутренними репрезентациями агрессивного поведения могут быть идеи, фантазии и аффекты. Например, человек может вынашивать идею насилия над кем-то, он может расправляться с обидчиком лишь в своих фантазиях или испытывать сильный аффект.[6]
Информация по теме:
Основные направления и условия формирования ценностно-ориентационного
единства воинского коллективов
Основные направления ценностно-ориентационного единства экипажей и боевых расчетов можно охарактеризовать, опираясь на социально-психологическую концепцию с выделением таких ведущих ее компонентов, как морально-политическое единство, боев ...
Развитие восприятия в старшем дошкольном возрасте
недоразвитие речь восприятие дошкольный
Исследуя развитие восприятия у детей дошкольного возраста, ученые приходят к выводу о том, что в данном возрасте эта форма чувственного познания действительности имеет ещё более сложные характерист ...
Умственные способности в среднем возрасте
В результате исследований возрастных изменений лонгитудинальным методом (длительное прослеживание возрастных изменений у одних и тех же людей) было обнаружено, что с возрастом несколько снижается когнитивная функция человека. Отдельные же ...