Специфика агрессивного поведения

Психология » Изучение агрессивности студентов как социально-психологического феномена » Специфика агрессивного поведения

Страница 1

Агрессия принимает самые разнообразные формы. По формальным характеристикам в психологии выделяют следующие формы агрессивных действий:

(1) Негативные – позитивные (деструктивные - конструктивные);

(2) Явные – латентные (внешне наблюдаемая реакция – скрытая агрессия);

(3) Вербальные – физические (словесное нападение – словесное нападение);

(4) Прямые – косвенные (непосредственно направленные на объект – смещенные на другие объекты); (5) Враждебные – инструментальные (с целью причинения вреда)/боли другому человеку – с иными целями; (6) Эго-синтонные (принимаемые личностью) – эго-дистонные (чуждые для «Я», осуждаемые самой личностью). [1]

Наиболее привычными, явными выражениями агрессивного поведения считаются злословие, повышение тона и громкости голоса, аффектация, принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы. Скрытые формы агрессивного поведения выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинения вреда себе и самоубийстве.[22]

В реальной жизни бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его внутренней агрессивной тенденцией, или же оно зависит от каких-либо иных факторов. Анализ дополнительных личностных и ситуативных факторов, например значимость (в том числе и опасность) конкретной ситуации для человека, его способность осознавать свое поведение и контролировать свои чувства; а также целенаправленность поведения; степень причиняемого им вреда, дают возможность определить внутреннюю агрессивную тенденцию конкретной личности.[1]

Агрессивное поведение конкретной личности может дифференцироваться:

1. По степени личностной вовлеченности:

· Ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию);

· Агрессивное состояние (в структуре посттравматического расстройства, на фоне стресса, возрастного кризиса, дезадаптации);

· Устойчивое агрессивное поведение личности.

2. По степени активности:

· Пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего-либо);

· Активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий).

3. По эффективности:

· Конструктивное агрессивное поведение (способствующее адаптации, успеху и совладанию со стрессовыми ситуациями);

· Деструктивное агрессивное поведение (наносящее ощутимый ущерб самой личности или окружающим ее людям).

4. По выраженности психопатологической составляющей:

· Нормальное агрессивное поведение;

· Агрессивное поведение в рамках патологических реакций;

· Агрессивное поведение в рамках поведенческих расстройств (например, зависимое поведение);

· Агрессивное поведение в рамках личностных расстройств (например, нарциссического или пограничного расстройств личности);

· Агрессивное поведение в рамках психических заболеваний и психопатологических синдромов: эксплозивный, психоорганический, дементный, параноидальный, психический автоматизм, сумеречное расстройство сознания и др.

В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях, тенденцию к разрушению, направленность на причинение вреда окружающим людям, склонность к насилию (причинению боли).

В структуре агрессивного поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней:

· Поведенческий (агрессивные жесты, высказывания, мимика, действия);

· Аффективный (негативные эмоциональные состояния и чувства, например, гнев, злость, ярость);

· Когнитивный (неадекватные представления, предубеждения, расовые и национальные установки, негативные ожидания);

· Мотивационный (сознательные цели или бессознательные агрессивные стремления).

Агрессивное поведение можно отличит как по внешним признакам, так и по внутренним репрезентантам. Внутренними репрезентациями агрессивного поведения могут быть идеи, фантазии и аффекты. Например, человек может вынашивать идею насилия над кем-то, он может расправляться с обидчиком лишь в своих фантазиях или испытывать сильный аффект.[6]

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Период расширения эллинской культуры на пространства иных цивилизаций
Гиппократ (5–4 вв. до н.э.) – знаменитый древнегреческий потомственный врач, прошедший обучение также и у философа Демокрита и софиста Горгия. С целью научного усовершенствования Гиппократ много путешествовал и изучал медицинскую практик ...

Причины супружеских конфликтов
Одним из самых распространенных подходов к анализу причин межличностных конфликтов, в частности супружеских конфликтов, является подход, который исходит из того, что конфликт между супругами возникает из-за неудовлетворенности определенны ...

Мотивационные основы профессионального самоопределения старшеклассников
Еще один момент, связанный с профессиональным самоопределением,- изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональную, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпо ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта