Специфика агрессивного поведения

Психология » Изучение агрессивности студентов как социально-психологического феномена » Специфика агрессивного поведения

Страница 1

Агрессия принимает самые разнообразные формы. По формальным характеристикам в психологии выделяют следующие формы агрессивных действий:

(1) Негативные – позитивные (деструктивные - конструктивные);

(2) Явные – латентные (внешне наблюдаемая реакция – скрытая агрессия);

(3) Вербальные – физические (словесное нападение – словесное нападение);

(4) Прямые – косвенные (непосредственно направленные на объект – смещенные на другие объекты); (5) Враждебные – инструментальные (с целью причинения вреда)/боли другому человеку – с иными целями; (6) Эго-синтонные (принимаемые личностью) – эго-дистонные (чуждые для «Я», осуждаемые самой личностью). [1]

Наиболее привычными, явными выражениями агрессивного поведения считаются злословие, повышение тона и громкости голоса, аффектация, принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы. Скрытые формы агрессивного поведения выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинения вреда себе и самоубийстве.[22]

В реальной жизни бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его внутренней агрессивной тенденцией, или же оно зависит от каких-либо иных факторов. Анализ дополнительных личностных и ситуативных факторов, например значимость (в том числе и опасность) конкретной ситуации для человека, его способность осознавать свое поведение и контролировать свои чувства; а также целенаправленность поведения; степень причиняемого им вреда, дают возможность определить внутреннюю агрессивную тенденцию конкретной личности.[1]

Агрессивное поведение конкретной личности может дифференцироваться:

1. По степени личностной вовлеченности:

· Ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию);

· Агрессивное состояние (в структуре посттравматического расстройства, на фоне стресса, возрастного кризиса, дезадаптации);

· Устойчивое агрессивное поведение личности.

2. По степени активности:

· Пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего-либо);

· Активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий).

3. По эффективности:

· Конструктивное агрессивное поведение (способствующее адаптации, успеху и совладанию со стрессовыми ситуациями);

· Деструктивное агрессивное поведение (наносящее ощутимый ущерб самой личности или окружающим ее людям).

4. По выраженности психопатологической составляющей:

· Нормальное агрессивное поведение;

· Агрессивное поведение в рамках патологических реакций;

· Агрессивное поведение в рамках поведенческих расстройств (например, зависимое поведение);

· Агрессивное поведение в рамках личностных расстройств (например, нарциссического или пограничного расстройств личности);

· Агрессивное поведение в рамках психических заболеваний и психопатологических синдромов: эксплозивный, психоорганический, дементный, параноидальный, психический автоматизм, сумеречное расстройство сознания и др.

В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях, тенденцию к разрушению, направленность на причинение вреда окружающим людям, склонность к насилию (причинению боли).

В структуре агрессивного поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней:

· Поведенческий (агрессивные жесты, высказывания, мимика, действия);

· Аффективный (негативные эмоциональные состояния и чувства, например, гнев, злость, ярость);

· Когнитивный (неадекватные представления, предубеждения, расовые и национальные установки, негативные ожидания);

· Мотивационный (сознательные цели или бессознательные агрессивные стремления).

Агрессивное поведение можно отличит как по внешним признакам, так и по внутренним репрезентантам. Внутренними репрезентациями агрессивного поведения могут быть идеи, фантазии и аффекты. Например, человек может вынашивать идею насилия над кем-то, он может расправляться с обидчиком лишь в своих фантазиях или испытывать сильный аффект.[6]

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Характеристика копинг-стратегий
Преобразующие стратегии. Некоторые люди предпочитают использовать для преодоления стресса как практические действия в форме поиска рационального выхода из трудной ситуации, привлечения дополнительной информации, изменения субъективной зна ...

Психологические особенности детей 6–7 летнего возраста
Прежде всего необходимо отметить, что это критический, переходный возраст, связывающий между собой два стабильных периода развития ребёнка – дошкольный и младший школьный. Исследования Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др. позволяют компл ...

Соционика – наука или социопрактика
Приступая к рассмотрению взаимодействия людей, необходимо, в первую очередь, понять, что же такое соционика. Одно из самых распространенных определений соционики говорит, что соционика – это учение об информационном взаимодействии психик ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта