Педагогические ошибки и их последствия

Психология » Одаренные подростки как группа риска по формированию невротических расстройств » Педагогические ошибки и их последствия

Страница 2

Все три крупных блока распространенных педагогических ошибок могут приводить и приводят к двум глобальным последствиям – потере одаренности и невротизации ребенка, в следствии истощаемости [12].

Особым педагогическим психотравмирующим фактором, предрасполагающим к неврозам одаренных детей, являются информационные перегрузки. В ситуации информационной перегрузки происходит запредельное повышение активности левого полушария, сменяющееся его защитным торможением. Такие дети отличаются потерей жизнерадостности, сосредоточенности внимания, волевой активности, они как будто не слышат. Из-за подавленной активности левого полушария, правое компенсаторно перевозбуждается – начинает генерализировать страх, тревогу, беспокойство. Это приводит к нарушениям сна, необоснованным предчувствиям беды, боязливости, суевериям, неприятным ощущениям, что в совокупности характеризует астенический синдром – первую стадию невротической декомпенсации. Решение этой проблемы кроется не в ослаблении в учебном процессе интеллектуального, информационного прессинга, потому что интеллектуально одаренный ребенок, его мозг, нуждается в такой интеллектуальной нагрузке. Потребности бывают разные. При неудовлетворении интеллектуальных потребностей, так же как и любых других, может возникнуть депривация, которая, по сути, и порождает невроз. Как выясняется, невроз подстерегает, как потенциальная опасность, в обоих случаях: при недостаточной интеллектуальной активности одаренного ребенка и при доминировании активности интеллектуального типа за счет других видов деятельности. Следовательно, в педагогических установках по отношению к одаренным детям важно избегать двух крайностей. Одна из них состоит во мнении, что развитие такого ребенка не требует никакого участия. Подобное невмешательство учителя может оказаться пагубным для развития способностей. Другая крайность – это чрезмерное вмешательство в формирование способностей. Нервная система в подростковом возрасте неустойчива, к этому добавляются гормональные перестройки. Перегрузка, чрезмерное утомление могут вызвать изменения в состоянии здоровья подростка и отрицательно сказаться на дальнейшем ходе его развития [11]. Выходом является индивидуальное распределение нагрузки. Педагогика одарённости фактически должна стать особым подходом к практически любому ребёнку, подходом, который учитывает и развивает сильные стороны ученика, а не стремится к усреднению. Забота об одарённых детях не есть элитаризм, а признание того простого факта, что мы все разные, и для каждого из нас нужен свой подход.

Необходимо также отметить еще одну категорию детей, нуждающихся в поддержке - детей со скрытым потенциалом творчества. Это дети, не опережающие своих сверстников по общему развитию, но выделяющиеся своеобразием, оригинальностью, самостоятельностью методов работы. Если условия обучения и воспитания таковы, что затрудняют самовыражение, так как ни семья, ни школа не способствуют раскрытию и реализации скрытых возможностей, то у одаренных подростков могут возникнуть черты тревожности, невротизма. Своевременное выявление и правильная оценка таких подростков являются важными задачами [11].

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Вюрцбургская школа
Вюрцбургская школа в психологии знаменита прежде всего тем, что именно в ней впервые было начато экспериментальное изучение мышления. Она была основана немецким ученым О.Кюльпе (1862-1915). Кюльпе, так же как и Титченер, был учеником Вунд ...

Спортивная психология в системе наук
Спортивная психология – одно из тех направлений психологии, которые изучают специфику конкретных видов деятельности человека: таких, как психология труда, психология игры, педагогическая психология (психология обучения, воспитания, психол ...

Готовность к школьному обучению
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6, и с 7 лет. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов по ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта