Идентификация (уподобление) выступает одним из самых простых способов понимания другого человека. В этом случае собеседник ставит цель осмыслить цели и проблемы своего собеседника. Это не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия военнослужащие пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии, например, подчиненного строится на основе попытки поставить себя на его место.
Эмпатия предполагает стремление эмоционально откликнуться на личностные и другие проблемы собеседника. Иными словами, это способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Здесь имеется в виду нерациональное осмысление проблем другого человека, а как бы "резонирование" с его эмоциональным состоянием.
Процесс понимания людьми друг друга осложняется явлением рефлексии, под которым понимается осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого военнослужащего, но и своеобразное чувствование того, как он понимает тебя, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное и всестороннее взаимоотражение.
Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. Исследованное и введенное в научный оборот американским психологом Ф.Хайдером, оно представляет собой объяснение субъектом межличностного взаимодействия причин и характера поведения других людей. В этом случае оно может осуществляться либо через понимание внутренних причин (внутренних диспозиций человека), либо через внешние причины (влияние внешних условий).
Рассмотренные теоретические положения, раскрывающие основное содержание взаимодействия личности в социальной группе и формирующихся в результате межличностных взаимодействий, позволяют вести речь об изучаемом явлении как о социально-психологическом процессе. Следовательно, как во всяком другом процессе, здесь проявляются своеобразные закономерности, которые формируют их соответствующее содержание.
Таким образом, психологическая совместимость оказывает положительное воздействие на взаимоотношение воин и способствует скорейшему сплочению экипажей. Но в некоторых случаях психологическая совместимость, основание на землячестве, на прошлой дружбе и эмоциональных впечатлениях, усложняет совместную служебную деятельность. Достаточно сказать, что, например, хорошее настроение воина можно обнаружить не только в передовом подразделении, но и в том, где снижена командирская требовательность и бытует круговая порука, которую должностные лица не должны допускать.
Информация по теме:
Концепция учебной деятельности и взаимосвязь возрастной и педагогической
психологии
Рассматриваемый подход возник в области возрастной психологии в ходе выявления резервов умственного развития младших школьников, а затем стал разрабатываться и в контексте педагогической психологии.
В связи с анализом концепции учебной д ...
Характеристика тренинговой программы подготовки детей
к школьному обучению
Предлагаемая программа направлена на развитие у детей дошкольного и младшего школьного возраста как определенных личностных качеств (навыков общения, чувства эмпатии, доверия), так и тех психических функций, которые создают основу для усп ...
Самооценка и самоотношение
Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются: ...