Индивидуально-личностные особенности осужденных из неполных семей и сирот

Психология » Подростки из неполных семей в МЛС » Индивидуально-личностные особенности осужденных из неполных семей и сирот

Страница 1

Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов.

Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери.

Возможным последствиям потери родителей в детстве и влиянию их смерти на "интимное равновесие" в семье посвящены работы американского психолога Дж. Биртчнелла. Он считает, что смерть родителя изменяет ориентацию семьи в целом, пути ее развития, внутрисемейную ситуацию: может возникнуть более сильная зависимость и привязанность к ребенку оставшегося родителя, что может повлечь за собой ненормальное развитие в будущем, когда он, став взрослым, не в состоянии оставить мать или отца ради создания собственной семьи [24,c.142].

А.Т. Бек и Г. Браун, изучив взаимосвязь между потерей родителя в детстве и нарушением психического здоровья в зрелом возрасте, пришли к заключению, что последующее развитие личности может быть детерминировано смертью близкого человека и вылиться в различные виды депрессии (невротическую, психотическую, психофизиологическую и др.). Некоторые авторы полагают, что существует зависимость между утратой ребенком матери и последующим развитием у него неврозов и психозов; они также склоняются к мысли о том, что причиной правонарушительного поведения может стать подобная травма, полученная в раннем возрасте.

К. Деннехи попыталась обнаружить связь потери родителя в детском возрасте с алкоголизмом и наркоманией у взрослых, а также с шизофренией. На основании своих исследований она установила, что возникновение депрессии связано у мужчин с потерей матери, а у женщин — с потерей отца. Среди мужчин и женщин, больных шизофренией, больше таких, которые потеряли мать в возрасте до пяти лет, а для мужчин-шизофреников особенно специфична потеря отца в период от пяти до десяти лет. Риск заболеть алкоголизмом связан у мужчин с потерей обоих родителей, а у женщин — с потерей только матери. Наркомания среди мужчин, как утверждает К. Деннехи, специфично связана с потерей отца, а среди женщин — со смертью матери.

Судя по проведенным за рубежом исследованиям, потеря в детстве одного из родителей существенно влияет на развитие личности ребенка и может обусловливать разнообразные патологии у взрослого человека. Кроме того, многие авторы отмечают: отсутствие в семье представителя старшего поколения (бабушки, дедушки) затрудняет нормальное компенсаторное развитие ребенка после смерти одного из родителей.

Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным [28,c.148].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Способности и возраст
Для многих человеческих способностей развитие начинается с рождением человека, и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращаются до конца жизни. В процессе ...

Понятие конфликта
Ввиду многообразия видов конфликтов, в первую очередь, необходимо дать такое определение конфликта, которое являлось бы общим для всех его видов. На сегодняшний день в конфликтологической и управленческой литературе существует множество ...

Имплицитные теории семьи
Семья — понятие интуитивно ясное в его прямом и переносном значении. Каждый человек в состоянии выносить некие суждения о конкретной наблюдаемой семье или об отношениях, которые в переносном смысле мы характеризуем как семейные (например: ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта