Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов.
Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери.
Возможным последствиям потери родителей в детстве и влиянию их смерти на "интимное равновесие" в семье посвящены работы американского психолога Дж. Биртчнелла. Он считает, что смерть родителя изменяет ориентацию семьи в целом, пути ее развития, внутрисемейную ситуацию: может возникнуть более сильная зависимость и привязанность к ребенку оставшегося родителя, что может повлечь за собой ненормальное развитие в будущем, когда он, став взрослым, не в состоянии оставить мать или отца ради создания собственной семьи [24,c.142].
А.Т. Бек и Г. Браун, изучив взаимосвязь между потерей родителя в детстве и нарушением психического здоровья в зрелом возрасте, пришли к заключению, что последующее развитие личности может быть детерминировано смертью близкого человека и вылиться в различные виды депрессии (невротическую, психотическую, психофизиологическую и др.). Некоторые авторы полагают, что существует зависимость между утратой ребенком матери и последующим развитием у него неврозов и психозов; они также склоняются к мысли о том, что причиной правонарушительного поведения может стать подобная травма, полученная в раннем возрасте.
К. Деннехи попыталась обнаружить связь потери родителя в детском возрасте с алкоголизмом и наркоманией у взрослых, а также с шизофренией. На основании своих исследований она установила, что возникновение депрессии связано у мужчин с потерей матери, а у женщин — с потерей отца. Среди мужчин и женщин, больных шизофренией, больше таких, которые потеряли мать в возрасте до пяти лет, а для мужчин-шизофреников особенно специфична потеря отца в период от пяти до десяти лет. Риск заболеть алкоголизмом связан у мужчин с потерей обоих родителей, а у женщин — с потерей только матери. Наркомания среди мужчин, как утверждает К. Деннехи, специфично связана с потерей отца, а среди женщин — со смертью матери.
Судя по проведенным за рубежом исследованиям, потеря в детстве одного из родителей существенно влияет на развитие личности ребенка и может обусловливать разнообразные патологии у взрослого человека. Кроме того, многие авторы отмечают: отсутствие в семье представителя старшего поколения (бабушки, дедушки) затрудняет нормальное компенсаторное развитие ребенка после смерти одного из родителей.
Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным [28,c.148].
Информация по теме:
Темперамент и свойства человека
Трудно точно ответить, какой тип темперамента у того или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под действием систематических трениров ...
Отчуждение как проблема в философской и психологической литературе
С точки зрения культуры, отчуждение – это нормальное и вполне обыденное явление жизни и естественный механизм обогащения культуры. То, что сначала существовало лишь в воображении творца, становится книгой, картиной, техническим устройство ...
Мышление как психический процесс. Онтогенетический ход развития форм
мыслительной деятельности
Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности [3].
С ...