Теория системной динамической локализации высших психических функций

Психология » Исследование нейропсихологического статуса детей с диагнозом "Детский аутизм" » Теория системной динамической локализации высших психических функций

Страница 2

Афферентный синтез – процессы обработки и синтеза информации, которая необходима для того, чтобы совершить наиболее адекватный в данных условиях акт. Нейрофизиологический механизм этой стадии осуществляется с обязательным участием ориентировочно-исследовательской реакции, а также благодаря конвергенции возбуждений различной модальности на нейронах коры больших полушарий. Обработке информации способствует корково-подкорковая организация возбуждения.

Принятие решения – переход от возбуждения отдельных нейронов к интеграции нейронов в единую систему.

Акцептор результата действия – прогнозирование признаков будущего результата. Параметры результата сравниваются при помощи обратной афферентации с возбуждением нейронов акцептора результата действия. Т.е, в ЦНС формируется образ результата. В процессе достижения результата механизм акцептора результата действия осуществляет подгонку полученного результата и его прообраза.

Эфферентный синтез – формирование центральных механизмов, которые обеспечивают получение определенного результата.

Обратная афферентация (обратная связь) – способствует оценке реально полученных результатов с запрограммированными в акцепторе результатами действия. Если реально полученный результат соответствует прогнозируемому, то организм переходит к следующему этапу деятельности.

Таким образом, ВПФ, или сложные формы сознательной психической деятельности, системы по своему психологическому строению и имеют сложную психофизиологическую основу в качестве функциональных многокомпонентных систем.

Функциональные системы – многомерны, имеют различные уровни взаимодействия между своими элементами и подчиняются принципам иерархичности (Ломов Б.Ф., 1984). Когда говорится о локализации функций, имеется в виду, прежде всего системная деятельность мозга, определяющая пути движения и места взаимодействия нервных процессов, лежащих в основе той или иной функции. В этом смысле психические функции приурочены к мозговым структурам, но в то же время одни и те же мозговые центры могут входить в различные «рабочие» констелляции, а одна и та же функция в разных условиях реализуется по-иному и опирается на разные по локализации мозговые механизмы.

Такие психические процессы как восприятие и запоминание, гнозис и праксис, речь и мышление, письмо и счет, не являются изолированными и неразложимыми «способностями» и не могут рассматриваться как непосредственные функции ограниченных клеточных групп, локализованные в определенных участках мозга. (10)

Вот почему ВПФ как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга.

В случаях нарушения высших психических процессов, поражение каждой из зон головного мозга может привести к распаду всей функциональной системы, в осуществление которой эти зоны вовлекаются, и, таким образом, симптом (нарушение или выпадение той или иной функции) еще ничего не говорит о ее локализации.

Чтобы перейти от установления симптома к локализации соответствующей психической деятельности нужно осуществить детальный психологический анализ структуры возникающего нарушения и выяснение тех ближайших причин, вследствие которых функциональная система распалась, т.е. дать тщательную квалификацию наблюдаемого симптома.

Важнейшим положением отечественной нейропсихологии является положение о том, что ВПФ надо сопоставлять не с морфологическим субстратом, а с физиологическими процессами, которые осуществляются в тех или иных мозговых структурах во время реализации функции. Для обозначения этих физиологических процессов А.Р.Лурия было введено понятие «фактор». Только работа, приводящая к выделению основного фактора, стоящего за наблюдаемым симптомом, позволяет прийти к заключению о локализации нарушения, лежащего в основе дефекта.

Основной путь нейропсихологического исследования – это структурный анализ синдрома, с целью обнаружения общего основания (фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов. (10)

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Внешние конфликты
Все люди разные. Они занимают различные жизненные позиции, преследуют различные цели, руководствуются различными интересами. Разумеется, эти различия порождают целый ряд серьезных противоречий. Каждый при этом стремится максимально удовле ...

Формирование и изменение социальных установок
Психологически воспитание во многом означает формирование и изменение социальных установок человека. Напомним, что социальная установка имеет три компонента: знания, эмоции и действия. Соответственно, воспитание социальных установок своди ...

Психологические особенности детей со специальными возможностями от рождения до семи лет
Развитие ребенка со специальными возможностями, понимается как сложный процесс, при котором дефект возникает в результате нарушения тех или иных функций, необходимых для нормального психического развития. Тот или иной тип аномального раз ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта