Требования к школьникам, относящиеся к их учебной работе, также предполагают наличие соответствующей почвы, которая подготавливается благодаря предшествующему воспитанию как в семье, так и в школе. Например, учитель требует от ребенка, чтобы он хорошо учился, разъясняет ему, что это долг каждого школьника. Но, если от этого ребенка никто раньше не требовал ответственного отношения к выполнению поручаемых ему обязанностей, если у него отсутствуют необходимые навыки учебного труда и не развиты учебные интересы, то требования учителя хорошо учиться в большинстве случаев игнорируются ребенком.
Бывают случаи, когда тот или иной ученик в силу утраты познавательного интереса не видит для себя необходимости хорошо учиться. Для такого школьника учение, приобретение знаний, не стало основным содержанием его жизни. Он не находит удовлетворения в самом учебном труде, в достижении поставленных целей, в преодолении трудностей; он не испытывает радости познания. Иначе говоря, у этого школьника оказалось отношение к учебному труду, выраженное в отчуждении. При таких условиях требование, предъявляемое к нему учителем, оказывается мало эффективным, так как оно лишено той логической почвы, на которой могло бы быть принято.
Важно подчеркнуть, что ребенок при этом хорошо понимает то, что от него требуется, и даже понимает объективную справедливость этих требований, но они являются настолько чуждыми его собственным переживаниям и стремлениям, что остаются для него лишенными подлинного смысла. Такое явление, возникающее иногда в процессе общения между взрослым и ребенком, было названо возникновением отчуждения от образования. В педагогической практике наличие такого отчуждения является часто огромным препятствием для взаимодействия в образовательном пространстве. Какие бы требования ни предъявлял взрослый в этих условиях ребенку, последний заведомо относится к ним равнодушно или даже враждебно [2].
Информация по теме:
Социально-правовые и профессионально-этические нормы деятельности
практических психологов
«Кодекс чести» (профессиональная этика, деонтология психологов практиков) требует разработки общих правил и принципов поведения, оценки профессионального соответствия, а также соблюдения определенных этических норм, направленных, прежде в ...
Деятельность и ее
структура
Деятельность можно определить как специфическую регулируемую сознанием человеческую активность, порождаемую потребностями и направленную на познание и преобразование внешнего мира и самого себя. Кроме того, деятельность – это процесс акти ...
Умственное развитие, обучаемость, способности
В заключительной части рассмотрена взаимосвязь умственного развития и развития способностей.
Как было сказано ранее, с возрастом умственное развитие в большинстве своем повышается и что даже между людьми-ровесниками существуют большие ин ...