Диагностика психологических механизмов отчуждения от образования подростков

Психология » Диагностика психологических механизмов отчуждения от образования подростков

В последнее время в нынешней системе образования наблюдается тенденция отчуждения ребенка от учебного процесса в целом. Наиболее явно в возрастном аспекте отчуждение проявляется в подростковом периоде, что обусловлено тотальным изменением системы связей ребёнка с взрослыми, сверстниками и внутренними трансформациями подростка в системе образования. отчуждение образование подросток

Проблему отчуждения, а также феноменологию, подобную ему, но в иных терминах, разрабатывали ведущие отечественные и зарубежные психологи, философы, психотерапевты (Рубинштейн С.Л., Роджерс К., Фромм Э., Франкл В., Менигетти А., Сартр Ж.–П., Ясперс К. и др.). И в настоящее время психологи и философы вскрывают его истоки и смысл, рассматривают феномен отчуждения в контексте новой социально–исторической реальности (Архиереев С.И., Шедяков В.С., Грицанов А.А., Овчаренко В.И., Сулейманов Л.Р., Топорков А.А. и др.), указывают специфику его проявления в различных содержательных областях, в том числе и в образовании (Кравцов Г.Г., Приходько Д.Н. и др.).

Рассматривая отчуждение в наиболее широком понимании как дисгармонии отношений, и, следовательно, как негативный феномен, исследователи необходимо приходят к проблеме поиска наиболее эффективных путей его преодоления. Попытки решения данного вопроса предпринимались практически всеми исследователями, которые подходили к проблеме отчуждения с вышеупомянутых позиций. Специфика решения определялась их взглядами на природу отчуждения. Так, Рубинштейн С.Л. говорил о самореализации, экзистенциально ориентированные философы – о необходимости свободного выбора, самобытии человеческой личности; гуманистически ориентированные психологи – о важности согласованности внутреннего и внешнего опыта и т д.

В данном контексте важными тенденциями в образовании в настоящее время являются его обращение к внутреннему миру личности, её действительным, реальным потребностям (Гершунский Б. и др.), усиление психоформирующего аспекта в педагогической деятельности (Маркова А.К., Орлов А.Б., Пилиповский В.Я. и др.), сближение психологии и педагогики (Стоунс Э.), гуманизация и гуманитаризация образования в целом (Забродин Ю.М., Сластенин В.А. и др.)[18].

Таким образом, актуальность проблемы отчуждения, её особая острота, характерная для подросткового возраста, необходимость преодоления отчуждения от образования как негативного феномена привели к постановке проблемы исследования.

Информация по теме:

Методы нейропсихологического исследования у детей
Современная нейропсихология как одна из фундаментальных наук о мозге, вносит огромный вклад в решение сложных задач взаимоотношения мозга и психики человека. Факторами, определяющими потребности в теории и методах нейропсихологической ди ...

Биологическое и социальное в историческом развитии человеческого рода
Строго говоря, эволюция человека происходит на всем протяжении его существования. Но она относится к социальной стороне его жизни. Что же касается биологической эволюции человека, то с тех пор как он выделился из животного мира, она перес ...

Особенности коммуникативного поведения у детей с алалией
Проблема коммуникативного развития ребенка дошкольника в данный период времени является наиболее актуальной. Объясняется это значением коммуникативной деятельности в процессе социализации ребенка и значением дошкольного детства в развитии ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта