Большое внимание изучению способностей уделял советский психолог Борис Михайлович Теплов. Согласно его определению, способности – это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям или навыкам[1]. Это определение считается общепризнанным, однако, не является исчерпывающим. В некотором роде способности – гораздо более широкое понятие. Наглядным примером несовершенности этого определения является темперамент. Очевидно, что темперамент не является способностью. Но с другой стороны, разные люди обладают различным типом темперамента, и особенности каждого определенного типа могут как помочь человеку в осуществлении определенной деятельности, так и помешать ему. Темперамент также не является знанием, умением или навыком. Таким образом, необходимо учитывать, что признаки, приведенные в определении, безусловно присущи способностям, но не являются достаточными для того, чтобы отделить это понятие от некоторых других.
В дальнейших исследованиях Б.М. Теплов выделяет некоторые условия формирования способностей. В частности, он выявляет, что сами по себе способности не могут быть врожденными, т.е. проявляющимися с момента рождения и формирующимися под воздействием наследственных и средовых факторов. Врожденными могут быть только задатки, из которых позднее формируются способности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности». [2]Таким образом, способности формируются в результате выполнения определенной деятельности и они же могут повлиять на результат этой деятельности.
Существует общепризнанная классификация способностей. Согласно ей способности делятся на общие и специальные. Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.
Умственные способности во многом походят на учебные, т.е. способствующие усвоению знаний, умений и навыков, однако, в некотором роде они являются более широким понятием, т.е. включают в себя как учебные, так и некоторые другие способности. В широком смысле умственные способности – это качества личности, способствующие более легкому и быстрому усвоению знаний. Однако человек, обладающий развитыми умственными способностями, способен успешно и эффективно решать не только учебные, но и жизненные задачи, а также обладает достаточным «арсеналом» умственных действий.
Выделяют следующие виды специальных способностей:
· учебные и творческие
· математические
· конструктивно-технические
· музыкальные
· литературные
· художественно-изобразительные
· физические способности
· и др.
Учебные способности определяют успешность человека в обучении и воспитании. Хорошо развитые – они помогают лучше усваивать умения, знания или навыки, а также, в воспитательном процессе, с их помощью легче проходит процесс формирования качеств личности. Творческие же способности способствуют всем видам созидательной деятельности, созданию элементов материальной и духовной культуры, развитию новых идей, открытий и т.д.
Информация по теме:
Алкоголизм и пивной алкоголизм как формы аддиктивного поведения
Алкоголизм как заболевание впервые подробно описал в середине 19 века шведский врач Магнус Гусе, хотя само оно известно с древности. По мнению ВОЗ, слово "алкоголизм" не имеет точного научного значения и поэтому алкоголизм не вк ...
Цель, задачи и этапы терапевтического процесса
Рационально-эмотивная терапия, согласно Эллису, представляет собой «лечение неразумности здравым смыслом».[21] Несмотря на существование других способов контролирования эмоций — за счет электрических и химических процессов, использования ...
Уровень Маски: начало открытия себя
Движение нисхождения по спектру и открытия себя для себя начинается в тот момент, когда вы сознаете, что не удовлетворены жизнью. Человек, который начинает ощущать страдание жизни, начинает вместе с тем и пробуждаться к более глубоким, ис ...