Заключение

Психология » Теоретико-эмпирический анализ взаимосвязи самооценочно-волевых характеристик и структурных особенностей личности студента » Заключение

Целью нашего исследования являлось выявление взаимосвязей между самооценочно-волевыми характеристиками личности и ее структурными особенностями. В теоретической части работы осуществлен сравнительный анализ понятий: самооценка, самоотношение, самосознание, Я-образ, Я-концепция; проанализированы концепции факторных структур личности Р.Б. Кетелла, Г.Ю. Айзенка, Дж.П. Гилфорда, «Большой пятерки», Л.Н. Собчик; проанализированы имеющиеся в психологии представления о воле как психическом процессе; проведен теоретический анализ имеющихся в научной литературе фактов и гипотез о связи черт личности и особенностей ее самооценки. В эмпирической части работы изучены особенности самооценки студентов с помощью методики С.А. Будасси «Нахождение количественного выражения уровня самооценки»; проведено психодиагностическое обследование структуры личности студентов с помощью методики MMPI-Мини-мульт; изучены особенности волевых характеристик студентов с помощью теста на силу воли; проанализированы взаимосвязисвязи между самооценкой, структурными особенностями личности и волевыми характеристиками.

В результате визуального анализа полученной нами матрицы интеркорреляций между самооценкой, структурными особенностями личности и волевыми характеристиками выделено центральное ядро личностных особенностей, которое составляют взаимозависимые черты личности: «сверхконтроль», «эмоциональная лабильность», «импульсивность», «ригидность», «тревожность», «индивидуалистичность», «пессимистичность». «Оптимистичность» также положительно коррелирует с личностными особенностями: «импульсивностью», «ригидностью», «индивидуалистичностью», но имеет всего 3 связи. Анализируя «самооценку» можно сказать, что ее уровень и адекватность имеют обратную зависимость с основным ядром личностных тенденций за исключением «оптимистичности» и «индивидуалистичности». Возрастные параметры личности характеризуются положительными взаимосвязями с четырьмя признаками центрального ядра личности: индивидуалистичностью, тревожностью, сверхконтролем и эмоциональной лабильностью. Особняком в плеяде располагается «воля», имея прямую связь только с возрастом. Таким образом, гипотеза о том, что конкретные особенности самооценки – ее уровень, адекватность связаны с определенным сочетанием черт личности, а также с волевыми характеристиками подтвердилась частично в связи с тем, что взаимосвязей воли с исследуемыми особенностями личности и самооценкой обнаружено не было.

Информация по теме:

Эмоциональные проблемы в речевой коммуникации
Развитие понятия «общение» в трудах ведущих ученых прошлого определило существование основных проблем речевого поведения личности. Изучению социальной и индивидуально-личностной природы высказывания посвящено много исследований современны ...

Организационные факторы стресса
Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс. 1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени. Работнику просто поручили непомерное ...

Мотивационная сфера личности
Под мотивационной сферой личности понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, аттитюдов, поведенческих паттернов, интересов. С точки зрения развитости ее ха ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта