Заключение

Психология » Теоретико-эмпирический анализ взаимосвязи самооценочно-волевых характеристик и структурных особенностей личности студента » Заключение

Целью нашего исследования являлось выявление взаимосвязей между самооценочно-волевыми характеристиками личности и ее структурными особенностями. В теоретической части работы осуществлен сравнительный анализ понятий: самооценка, самоотношение, самосознание, Я-образ, Я-концепция; проанализированы концепции факторных структур личности Р.Б. Кетелла, Г.Ю. Айзенка, Дж.П. Гилфорда, «Большой пятерки», Л.Н. Собчик; проанализированы имеющиеся в психологии представления о воле как психическом процессе; проведен теоретический анализ имеющихся в научной литературе фактов и гипотез о связи черт личности и особенностей ее самооценки. В эмпирической части работы изучены особенности самооценки студентов с помощью методики С.А. Будасси «Нахождение количественного выражения уровня самооценки»; проведено психодиагностическое обследование структуры личности студентов с помощью методики MMPI-Мини-мульт; изучены особенности волевых характеристик студентов с помощью теста на силу воли; проанализированы взаимосвязисвязи между самооценкой, структурными особенностями личности и волевыми характеристиками.

В результате визуального анализа полученной нами матрицы интеркорреляций между самооценкой, структурными особенностями личности и волевыми характеристиками выделено центральное ядро личностных особенностей, которое составляют взаимозависимые черты личности: «сверхконтроль», «эмоциональная лабильность», «импульсивность», «ригидность», «тревожность», «индивидуалистичность», «пессимистичность». «Оптимистичность» также положительно коррелирует с личностными особенностями: «импульсивностью», «ригидностью», «индивидуалистичностью», но имеет всего 3 связи. Анализируя «самооценку» можно сказать, что ее уровень и адекватность имеют обратную зависимость с основным ядром личностных тенденций за исключением «оптимистичности» и «индивидуалистичности». Возрастные параметры личности характеризуются положительными взаимосвязями с четырьмя признаками центрального ядра личности: индивидуалистичностью, тревожностью, сверхконтролем и эмоциональной лабильностью. Особняком в плеяде располагается «воля», имея прямую связь только с возрастом. Таким образом, гипотеза о том, что конкретные особенности самооценки – ее уровень, адекватность связаны с определенным сочетанием черт личности, а также с волевыми характеристиками подтвердилась частично в связи с тем, что взаимосвязей воли с исследуемыми особенностями личности и самооценкой обнаружено не было.

Информация по теме:

Соотношение агрессивности и мотивации учебной деятельности при переходе из начальной школы в среднюю
Итак, проведенный нами анализ возрастных особенностей младших школьников и младших подростков позволяет сделать некоторые существенные выводы и сформулировать предположения относительно нашей работы. Прежде всего, возрастные изменения инт ...

Современное состояние проблемы РДА
Психопатологический феномен под названием «аутизм» введен Е.Блейлером как «оторванность ассоциаций от данных опыта, игнорирование действительных отношений» (1920). Несколько позже В.П.Осипов рассматривал аутизм как «разобщенность больных ...

Сон и сновидения в онтогенезе
Внутриутробное развитие Состояние сна каждый из нас ощущал со времён нашего внутриутробного развития. Последние исследования ученых доказывают, что К 9 неделям плод может икать и реагировать на громкие звуки. К концу второго триместра о ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта