Заключение

Психология » Теоретико-эмпирический анализ взаимосвязи самооценочно-волевых характеристик и структурных особенностей личности студента » Заключение

Целью нашего исследования являлось выявление взаимосвязей между самооценочно-волевыми характеристиками личности и ее структурными особенностями. В теоретической части работы осуществлен сравнительный анализ понятий: самооценка, самоотношение, самосознание, Я-образ, Я-концепция; проанализированы концепции факторных структур личности Р.Б. Кетелла, Г.Ю. Айзенка, Дж.П. Гилфорда, «Большой пятерки», Л.Н. Собчик; проанализированы имеющиеся в психологии представления о воле как психическом процессе; проведен теоретический анализ имеющихся в научной литературе фактов и гипотез о связи черт личности и особенностей ее самооценки. В эмпирической части работы изучены особенности самооценки студентов с помощью методики С.А. Будасси «Нахождение количественного выражения уровня самооценки»; проведено психодиагностическое обследование структуры личности студентов с помощью методики MMPI-Мини-мульт; изучены особенности волевых характеристик студентов с помощью теста на силу воли; проанализированы взаимосвязисвязи между самооценкой, структурными особенностями личности и волевыми характеристиками.

В результате визуального анализа полученной нами матрицы интеркорреляций между самооценкой, структурными особенностями личности и волевыми характеристиками выделено центральное ядро личностных особенностей, которое составляют взаимозависимые черты личности: «сверхконтроль», «эмоциональная лабильность», «импульсивность», «ригидность», «тревожность», «индивидуалистичность», «пессимистичность». «Оптимистичность» также положительно коррелирует с личностными особенностями: «импульсивностью», «ригидностью», «индивидуалистичностью», но имеет всего 3 связи. Анализируя «самооценку» можно сказать, что ее уровень и адекватность имеют обратную зависимость с основным ядром личностных тенденций за исключением «оптимистичности» и «индивидуалистичности». Возрастные параметры личности характеризуются положительными взаимосвязями с четырьмя признаками центрального ядра личности: индивидуалистичностью, тревожностью, сверхконтролем и эмоциональной лабильностью. Особняком в плеяде располагается «воля», имея прямую связь только с возрастом. Таким образом, гипотеза о том, что конкретные особенности самооценки – ее уровень, адекватность связаны с определенным сочетанием черт личности, а также с волевыми характеристиками подтвердилась частично в связи с тем, что взаимосвязей воли с исследуемыми особенностями личности и самооценкой обнаружено не было.

Информация по теме:

Структура уровневая характеристика понятийного мышления
Понятийное интуитивное мышление основано на личном опыте ребенка и связано с его возможностью самостоятельно разбираться в материале и самообучаться. Это мышление необходимо как база для усвоения школьных знаний. Благодаря этому типу мышл ...

Основы метода гетеросуггестивной психомышечной релаксации
"Гетероссугестивный тренинг психомышечной релаксации(ГСПМР) разрабатывается (В.Н.Кожевников, 1987), который в свою очередь является модификацией ментального тренинга. Ментальный тренинг, как информационно-кодословный метод лечения р ...

Совершенствование систем управления в организациях и на предприятиях
Как и все другие крупные задачи, возникающие в общественной практике, эта задача также является комплексной. Ее решение требует изучения широкого круга вопросов. Но какой бы из вопросов ни был взят, его решение связано с необходимостью из ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта