Представления о креативности

Психология » Выявление креативности у детей в старшем школьном возрасте » Представления о креативности

Страница 4

В целом, в истории психологической науки можно выделить два основных подхода к изучению и пониманию креативности: когнитивный (познавательный) и личностный.

В русле первого направления изучение креативности происходит в тесной связи с исследованием когнитивных процессов. В первую очередь исследователями этого направления рассматривается вопрос о соотнесенности креативности с уровнем интеллекта как проблема взаимосвязи создания нового с приобретением и применением уже выработанных знаний и умений. Первым, кто обратил внимание на различия, существующие между креативностью и интеллектом или, в других терминах, дивергентным и конвергентным интеллектом, был Дж. Гилфорд, который предложил концепцию креативности как универсальной познавательной творческой способности.

Дж. Гилфорд отказался от классического деления мышления на индуктивное и дедуктивное. Он считал их лишь разновидностями конвергентного (однонаправленного) мышления. Конвергентное мышление, по Дж. Гилфорду, актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. В принципе, конкретных решений может быть и несколько (множество корней уравнения), но это множество всегда ограничено. Соответственно, Дж. Гилфорд отождествил способность к конвергентному мышлению с тестовым интеллектом, то есть интеллектом, измеряемым высокоскоростными тестами IQ. Дихотомической парой конвергентного мышления он предложил дивергентное мышление, определяемое как "тип мышления, идущего в различных направлениях". Это мышление допускает варьирование путей решения проблемы, как бы "фонтанируя" мысли, приводит к неожиданным выводам и результатам Дж. Гилфорд выделил ряд факторов дивергентных интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Основные из них: беглость мысли (количество идей, которые индивид может выдать в единицу времени), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), точность (способность совершенствовать или придавать завершенный вид своему продукту) и, наконец, оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов).

Направление исследований, начатое Дж. Гилфордом, наиболее последовательно было продолжено Е.П. Торренсом, который тоже описывает креативность в терминах мышления. Под креативностью Е.П. Торренс понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т.д. В основе цикла работ, проведенного им, лежит предположение о том, что процессы, относящиеся к решению проблемной ситуации - от обнаружения проблемы до сообщения о ее решении, - имеют прямое отношение к креативности. Таким образом, он включает в число проявлений креативности не только специфические для нее феномены (например, формулировку гипотез), но и те особенности, которые непосредственно связаны с общим интеллектом (например, проверку гипотез). Значительные пересечения интеллекта и креативности обнаруживались и при экспериментальном исследовании характеристик креативности, выделенных Е.П. Торренсом - беглости, гибкости, оригинальности и разработанности. Е.П. Торренс предложил "теорию интеллектуального порога", основанную на экспериментальных данных, полученных с использованием разработанного им теста: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, т.е. связаны между собой, а если выше 120 - креативность становится независимой величиной, т.е. нет лиц с низким интеллектом, обладающих креативностью, но высокий интеллект не обязательно связан с высокой креативностью.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Формирование первого впечатления о другом человеке
Важной сферой исследования межличностной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы, в соответствии с которыми протекает этот процесс [6]. Каждая “схема” за ...

Способы поведения в конфликте и стратегии их разрешения
Поведение человека в конфликте, при всём разнообразии вариантов, сводится, по сути, к двум основным стратегиям. Одна из них, очень распространённая, состоит в том, чтобы впредь не допускать возникновения инцидентов и конфликтных действий. ...

Лечебное воздействие цвета
В египетских храмах археологи обнаружили помещения, конструкция которых заставляла преломлять солнечные лучи в тот или иной цвет спектра. Египетские врачи, определив, какому человеку недостает какого цвета, словно бы купали больного в озд ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта