Концепция учебной деятельности и взаимосвязь возрастной и педагогической психологии

Психология » Психология воспитания: социализация, нормы и ценности. Сущность обучения как деятельности » Концепция учебной деятельности и взаимосвязь возрастной и педагогической психологии

Страница 2

3. Экспериментальное изучение отдельных компонентов учебной деятельности (принятия учебной задачи, учебных действий, контроля и оценки) позволило, выделить критерии и показатели уровней их сформированности у школьников. Они могут быть использованы методистом, учителем при построении методики самостоятельной работы, при формировании приемов самостоятельной учебной деятельности и самообразования школьников [16]. После дополнительной систематизации они могут применяться также для диагностики отдельных сторон учебной деятельности учащихся, при подготовке методических разработок для учителя и пособий для школьных психологов.

4. Проведенные предварительные обследования доступности учебного материала для школьников позволяют считать полноценное формирование учебной деятельности одним из возможных путей преодоления перегрузок учащихся, одним из способов повышения субъективной доступности для них материала школьных программ. Намечена разработка конкретных рекомендаций школе в этом направлении.

5. Обобщенные характеристики сформированности учебной деятельности школьников и ее психологических новообразований могут стать некоторыми качественными показателями интегральной оценки эффективности учебного процесса в практике школы [14], применяться при подготовке пособий для руководящих работников и инспекторов школы.

В целом в ходе исследований учебной деятельности используются качественные показатели эффективности труда учителя и школьников:

а) Уровни выполнения школьниками отдельных компонентов учеб ной деятельности (учебной задачи: понимание задачи учителя, принятие ее «для себя», самостоятельная постановка учебной задачи, постановка системы задач; учебных действий: способы выделения всеобщих отношений в учебном материале и их конкретизации, записывание этих отношений в виде разных графических и знакомых моделей; контроля и оценки: виды самоконтроля школьников — прогнозирующий — до начала работы, пошаговый — по ходу работы, итоговый — после завершения работы; виды самооценки — адекватная и неадекватная, глобальная и дифференцированная, прогнозирующая, итоговая и т. д.). Наряду с развернутостью каждого компонента учебной деятельности можно фиксировать самостоятельность обращения ученика к его выполнению, умение школьника перейти от одного компонента к другому.

Все названные характеристики компонентов учебной деятельности могут быть прослежены в их возрастной динамике от I до X класса.

б) Уровни сформированности активной позиции школьника в учеб ном труде, зрелости школьника как субъекта осуществляемых им видов деятельности, субъекта взаимодействия с другим человеком в ходе совместной работы, субъекта своей мотивационной сферы и др

в) Уровни сформированности отдельных сторон мотивации — качественные характеристики мотивов, целей, эмоций школьников, особенности смысла и значимости учебной деятельности для школьников и т. д.

Показатели сформированности учебной деятельности и личностных особенностей учащихся в ходе ее выполнения ложатся в основу разрабатываемых нами критериев обученности школьников.

Результаты исследования формирования учебной деятельности и его возрастных особенностей донесены до учителя массовой школы в ряде брошюр серии «Знание», цикле методических рекомендаций для институтов усовершенствования учителей и т.д.

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

История исследования проблемы деформации личности в экстремальных условиях
Исследуемая проблема специфики деятельности в уголовно-исполнительной системе (УИС) и деформации личности тюремного персонала рассматривалась в работах многих психологов, был проведен ряд исследований по данной теме. Положения и должностн ...

Развитие теории научного познания после постпозитивизма
После постпозитивизма развитие эволюционной эпистемологии пошло по двум основным направлениям. Во-первых, по линии так называемой альтернативной модели эволюции (К. Уоддингтон, К. Халквег, К. Хугер и др.) и, во-вторых, по линии синергетич ...

История развития психодинамической терапии
Изложение теоретических и практических основ психодинамического направления в психотерапии невозможно представить без постоянных апелляций к более широкому контексту психоаналитического знания. Это неудивительно, так как именно благодаря ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта