Исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме исследования

Психология » Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи » Исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме исследования

Страница 2

- отношение человека к людям;

- отношение его к себе;

- отношение к предметам внешнего мира.

Отношения к людям являются решающими и определяющими.

Содержание, уровень отношений человека с миром весьма различны: каждый человек вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии различают два основных вида отношений: общественные отношения и то, что В.Н. Мясищев называет «психологические» отношения личности[29].

Специфика общественных отношений в том, что в них человек выступает как представитель определенной общественной группы (класса, профессии, политической партии и т.д.). Такие отношения строятся на основе положения, занимаемого человеком в системе общества. То есть общественные отношения носят безличный характер, их сущность во взаимодействии конкретных социальных ролей.

Различают еще деловые и личные (или межличностные) отношения. Деловые отношения связаны с учебной или трудовой совместной деятельностью и определяются ею. Личные отношения могут быть оценочными (восхищение, популярность) и действенными (связанными с взаимодействием). Они обусловлены не столько объективными условиями, сколько субъективной потребностью в общении и удовлетворением этой потребности.

Частным случаем психологических отношений являются межличностные отношения.

Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.[36;206].

Межличностные отношения возникают внутри каждого вида общественных отношений.

Межличностные отношения охватывают значительный круг явлений, которые можно квалифицировать с учетом трех компонентов взаимодействия:

1) восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимовлияние и поведение.

Важнейшая специфическая черта межличностных отношений –

эмоциональная основа, то есть они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды эмоциональных проявлений: аффекты, эмоции и чувства. Направленность человека на внешний или внутренний мир (экстравертированность или интравертированность) является важной характеристикой, влияющей на межличностные отношения.

К.А. Абульханова-Славская отмечает, что межличностные отношения могут различаться по своему ценностному социальному содержанию и тем самым иметь различные последствия для участвующих в них личностей. Одни отношения обезличивают людей, «учитывают» их лишь как исполнителей, другие открывают возможность для развития каждого [35;329].

К. Роджерс полагает, что взаимодействие с другими дает человеку возможность обнаружить, пережить или встретить свою действительную самость. Наша личность становится видимой посредством отношений с другими. Отношения создают наилучшую возможность для того, чтобы «полно функционировать», чтобы быть в гармонии с собой, другими и средой [35;358-359].

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
моторика В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольно ...

Принятие роли
В период пребывания человека в статусе на освоение роли влияет ряд факторов. Н.Гросс, У.Мейсон, А.Макичерн выделяют три группы факторов: 1. Связан с субъективным отношением к роли ее исполнителя (насколько значимы ролевые требования для ...

Энергоинформационные рисунки
Любой рисунок, как и любой цвет, оказывает на человека определенное воздействие и несет свою индивидуальную энергию. Здесь все имеет значение: и цветовая гамма рисунка, и само изображение, и даже настроение художника, с которым он работа ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта