Вся система отношений человека реализуется в общении. «В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу» (Леонтьев, 1975), то есть, включены в общение.
Общение – это такое поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются межличностные отношения.
В реальном общении даны не только межличностные отношения людей, то есть выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в общении воплощаются и общественные, то есть безличные по своей природе, отношения. Вне общения немыслимо человеческое общество.
Поэтому общение существует одновременно и как реальность общественных отношений, и как реальность межличностных отношений. По-видимому, это и дало возможность Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека».
Несмотря на разноречивость понимания сущности межличностных отношений, в психологических исследованиях другой человек, как правило, рассматривается в качестве внешнего предмета (оценки, познания или воздействия). Е.О.Смирновой была выдвинута гипотеза о том, что человеческие отношения, как к себе, так и к другим, имеют двойственную природу. Отношения людей основаны на двух противоречивых началах, которые можно обозначить как: «Обособленность» или «Я» «Он» и второе начало «Сопричастность» или «Я» «Ты» [50].
В первом типе другой является внешне противопоставленным существом, определяющим через совокупность своих качеств, и эти качества могут стать предметом познания, оценки или использования в своих интересах.
Второе начало предполагает не сводимость человека к каким-либо конечным, определенным характеристикам; он может быть только субъектом общения или обращения, где выступает как целостная личность.
В реальных человеческих отношениях эти два начала не могут существовать в чистом виде и постоянно «перетекают» одно в другое.
Таким образом, отношения к себе и к другим можно считать разным, но неразрывно связанными сторонами единого самосознания.
Данные положения позволяют подчеркнуть, что отношение к другому далеко не всегда имеет внешние проявления. Оно может существовать и проявляться без каких-либо коммуникативных актов; его можно испытывать и к отсутствующему или даже вымышленному, идеальному персонажу; оно может существовать и на уровне сознания или внутренней душевной жизни (в форме переживаний, представлений, образов и другое).
В связи с вышесказанным подчеркнем, что межличностные отношения существуют внутри каждого вида общественных отношений. Понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми.
А также следует отметить, что в реальной жизни отношение к другому человеку проявляется, прежде всего, в действиях, направленных на него, то есть в общении. Отношения можно рассматривать как мотивационную основу общения и взаимодействия людей. Уникальной основой всех отношений к себе, к другим людям и к окружающему миру являются чувства человека.
Информация по теме:
Мотивационный компонент в структуре ментальности личности
российский ментальность человек личность
И в обыденной жизни, и в психологической литературе наряду с понятием мотивы мы часто говорим о наших желаниях, влечениях, намерениях, различных интересах личности, которые также побуждают человек ...
Умственные способности в среднем возрасте
В результате исследований возрастных изменений лонгитудинальным методом (длительное прослеживание возрастных изменений у одних и тех же людей) было обнаружено, что с возрастом несколько снижается когнитивная функция человека. Отдельные же ...
Воздействие цвета
КРАСНЫЙ
повышает внутреннюю энергию, либидо (половое влечение) и сексуальность, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ. С древних времен первобытные люди связывали красный цвет с жизненной си ...