Исследования способностей

Способности и возраст » Исследования способностей

Страница 1

Природа человеческих способностей вызывает достаточно бурные споры среди ученых даже сегодня. Одни считают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованных характеристик. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, так или иначе они всегда проявятся. Другие же утверждают, что особенности психики целиком определяются качеством воспитания и обучения.

Вопросы об относительной роли наследственности и среды, о соотношении созревания и психического развития, о движущих силах психического развития неоднократно освещались - с позиций диалектического материализма - в трудах советских психологов (Б.Г. Ананьев, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов).

Изучение способностей - важный раздел дифференциальной психологии. Несомненно, что существуют значительные индивидуальные различия между людьми, как по уровню, так и по своеобразию общих способностей.

Вместе с тем общие способности (интеллект, общая одаренность) свойственны каждому психически полноценному человеку. Дифференциальный аспект проблемы способностей и аспект общепсихологический взаимосвязаны и дополняют друг друга.

При подходе к различиям по способностям важно учитывать возможности человеческие вообще (А.Н. Леонтьев) Применительно к детским способностям таким необходимым для изучения индивидуальных различий «фоном», «почвой» являются возрастные особенности, характеризующие общие для всех детей этапы развития.

В трудах Б.М. Теплова было выдвинуто две идеи. Первая о том, что способности существуют только в движении, в развитии. Если способности вообще не могут быть величиной неизменной, раз и навсегда данной, то тем более нет оснований предполагать постоянство способностей у детей в разные возрастные периоды. Другая идея - необходимость прежде всего качественного подхода к проблемам способностей и одаренности. Понимание того, что индивидуальные варианты способностей различаются не столько по величине, сколько по своеобразию и могут быть равноценными, противостоит односторонне количественному подходу как к индивидуальным, так и к возрастным различиям между детьми, позволяет увидеть в каждом периоде детства прежде всего качественно особую ступень с ее неповторимыми достоинствами и возможностями.

Необходимость изучения целостной структуры возможностей человека в их возрастном развитии многосторонне обоснована Б.Г. Ананьевым.

Сторонник изучения наиболее общих способностей, Р. Кеттел, разработал концепцию, являющуюся как бы промежуточной между взглядами на интеллект как на единую общую способность и представлениями о множественности умственных способностей. Он раздели интеллект на два вида: «текучий» (fluid) и «кристаллизованный» (cristallized) интеллекты. По Р. Кеттелу, текучий интеллект выступает в задачах, которые требуют приспособления к новым ситуациям, он зависит от наследственности и достигает максимального уровня к 14-15 годам; кристаллизованный интеллект выступает при решении задач, требующих навыков и использования прошлого опыта, он зависит по преимуществу от влияний среды и может увеличиваться до 25-30 лет.

На гораздо более высоком теоретическом уровне рассматривается проблема общих способностей в советской психологии. В формулировании марксистских, диалектико-материалистических принципов подхода к этой проблеме важную роль сыграли труды С.Л. Рубинштейна (в них раскрыта принципиальная сторона таких вопросов, как значение деятельности для формирования общих способностей, взаимосвязь общего и специального в. способностях; соотношение внешних и внутренних условий развития одаренности и других).

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Социально-психологические особенности детей с синдромом Дауна
Подчиняясь, в целом, общим закономерностям психического развития, развитие аномального ребенка имеет и ряд собственных закономерностей, в определении которых важную роль сыграли исследования отечественных дефектологов, особенно Л.С. Выгот ...

Стадия младенчества
Комплекс оживления - основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития - стадии младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический к ...

Методы нольмерного и одномерного шкалирования
Нольмерное шкалирование – это построение психологической шкалы, имеющей единственное значение и нулевую размерность. [11] Во многих психологических исследованиях возникает задача определений единственного или специального значения психол ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта