Исследования способностей

Способности и возраст » Исследования способностей

Страница 2

Подходя к вопросу о роли возрастных факторов в развитии способностей, следует иметь в виду, что особенности определенного возраста отнюдь не представляют собой ничего неизменного, лишь повторяющегося испокон веков, сами возрастные особенности и динамика их развития в очень большой степени зависят от общественно-исторических условий (Д.Б. Эльконин).

Вопросы теории возраста еще не получили достаточного освещения и во многом являются дискуссионными (важный вклад в их разработку вносят труды Б.Г. Ананьева).

Способностей существует довольно много. Известны попытки их классификации. В большинстве этих классификаций способности разделяют на природные (естественные), т.е. биологически обусловленные, и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Так многие из природных способностей можно отнести и к животным, особенно высшим. К таким способностям относят: восприятие, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии.

У человека же, кроме биологически-обусловленных, существуют способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это так называемые общие и специальные высшие интеллектуальные способности, которые в свою очередь подразделяются на теоретические и практические, творческие и учебные, предметные и межличностные, и др. К общим способностям относят те, которыми определяются успехи человека в различных видах деятельности: умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные же способности определяют успехи человека в таких специфических видах деятельности, для которых необходимы задатки более высокого рода: музыкальные, лингвистические, математические, технические, художественно-творческие, спортивные и ряд других.

Способности взаимодействуют друг с другом, оказывают друг на друга влияние, тем самым совместно определяя успешную деятельность человека.

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Понятие психического здоровья и самооценки личности в психологии и педагогике
Опираясь на определение Всемирной организации здравоохранения, психическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и ...

Причины кризисов развития личности по А.В. Петровскому
Проблема развития ребенка становится приоритетной для советской психологии начиная с 30-х гг. Однако общие теоретические аспекты возрастной психологии до сих пор остаются дискуссионными. Как нам случалось уже подчеркивать, традиционный п ...

Терминологическая многозначность понятия психической ригидности. Дефиниции психической ригидности
Термин «ригидность» происходит от латинского rigidities, что значит быть негибким, жестким, окостенелым. В психологию этот термин перешел из физики, где им обозначают свойство тел сопротивляться изменению их формы. Противоположное ригидно ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта