Неблагоприятному влиянию стресса на здоровье могут способствовать:
1. безысходность или неопределенность ситуации, к которой трудно приспособиться (стихийные бедствия и войны, потеря близких людей);
2. высокая интенсивность или продолжительность стресс-реакции, завершающейся истощением адаптивных резервов;
3. личностные или биологические особенности, определяющие слабость антистрессорной защиты;
4. использование для защиты от стресса опасных для здоровья и жизни приемов.
Неблагоприятное влияние на здоровье человека присуще физическим и еще чаще психоэмоциональным стрессам. Так, шум, сам по себе не связанный с какой-либо опасностью для человека, тем не менее может вызвать состояние тревоги и, как другие стрессоры, тормозить деятельность желудка, нарушать пищеварение в целом и вызывать неврозы.
К эмоциональным признакам хронического стресса относят:
· смены настроения;
· повышение тревожности и антипатию к людям;
· появление раздражительности, усталости и рассеянности;
К поведенческим проявлениям хронического стресса отнесены:
· появление нерешительности;
· нарушение сна;
· переедание или потеря аппетита;
· снижение качества работы и повышение числа не выходов;
· учащение несчастных случаев;
· более частые курение и прием алкоголя.
К соматическим признакам стресса относятся:
· аритмии сердца и сердцебиение;
· боль и чувство сжатия грудной клетки;
· затрудненное дыхание;
· вздутие живота;
· боли в животе и понос;
· частые мочеиспускания;
· снижение полового влечения и импотенция;
· нарушение менструального цикла;
· покалывание в руках и ногах;
· боли в области головы, шеи, спины, поясницы;
· ощущение "комка" в горле;
· двоение в глазах;
· ухудшение зрения, кожные сыпи.
Оценивая диагностическую роль этих явлений, отмечается, что - усталость, безнадежность, депрессия - более часто, чем боль в груди, являются прогностическими симптомами внезапной смерти. Вышеуказанные явления, однако, чаще всего формируют картину неврозов. Женщины, обычно, легче мужчин переживают острые стрессы; они адаптируются к стрессорным факторам более экономно физиологически, но при этом испытывают больший психический дискомфорт, чем мужчины. Женщины чаще мужчин страдают неврозами. Имеют значение и некоторые приобретаемые свойства личности. Личностный "тип А" , характеризующийся в 3-7 раз большей склонностью к стрессам и развитию в связи с этим ИБС по сравнению с параметрами "типа Б". Людей типа А характеризуют высокий жизненный темп, соревновательность, настойчивое желание признания у окружающих, агрессивность, лидерские качества.
Люди делятся на экстерналов и интерналов.
Экстерналы характеризуются уходом от трудных ситуаций, обвинением в своих трудностях других людей или "рока", низкой мотивацией достижений, стремлением подчиняться другим людям.
Интерналы же предпочитают конструктивные стратегии совладения с трудностями, стараясь видеть их источник в себе. (Китайская пословица гласит: мудрый ищет погрешности в себе, немудрый - в других). Интерналы уверены в своих силах, отличаются высокой ответственностью и стрессоустойчивостью. Любое событие они рассматривают как стимул для развития собственных возможностей. Такой тип формируется еще в детстве при двух условиях:
1. наличии объекта подражания;
2. предоставлении родителями самостоятельности в решениях жизненных проблем.
Тип адекватной стратегии в стрессорных ситуациях определяется, очевидно, силой, подвижностью, уравновешенностью нервных процессов и другими свойствами организма. У людей для оценки склонности к стрессам часто используются психологические методы, например, оценка тревожности по шкале Спилбергера и Ханина, анализ цветовых предпочтений - тест Люшера.
Информация по теме:
Характеристика метода наблюдения в психологии
Наблюдением обычно называют целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие, обусловленное задачей наблюдателя и не требующее от него "вмешательства" путем создания специальных условий в "жи ...
Общие понятия о детях с задержкой психического развития
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка.
Причиной такого отставания могут б ...
Особенности семейного самосознания
В контексте темы данной работы, представляется необходимым более подробно остановиться на такой характеристике семьи, как семейное самосознание.
Т.М. Мишина ввела понятие «образ семьи», или образ «Мы» (Мишина, 1987), — своеобразное семей ...