Трансперсональная психология на сегодняшний день представляет собой одно из направлений психологии, в рамках которого в определенной степени происходит развитие и качественное преобразование идей и концепций многих школ: психоанализа, гуманистической и экзистенциальной психологии. Данный подход ставит под сомнение возможность построения какой-либо единственно верной модели психики и(или) сознания. Представители этого направления (а одним из ведущих представителей является Станислав Гроф, чьи работы «За пределами мозга» и «Области человеческого бессознательного» и положены в основу данной работы) обращают особое внимание на несовпадение с действительностью любой модели, недопустимость такого отождествления, поскольку создание моделей чаще всего служит цели упрощения понимания исследуемых процессов. Модели описывают лишь часть происходящего, представляют адекватное отображение лишь некоторых аспектов действительности, но, с другой стороны, необходимы для нормального развития науки, поскольку обеспечивают некоторый уровень определенности исходных предпосылок и способов интерпретации получаемых результатов. Однако обширный эмпирический материал, полученный исследователями в результате работы в данном направлении, лег в основу так называемой расширенной картографии психики, в соответствии с которой предполагается наличие четырех (взаимосвязанных, но различимых) обширных областей человеческого бессознательного. Различие проводится по типам переживаний, возникающих на сеансах при применении методов трансперсональной психологии (основными методами являются психоделическая терапия и холотропное дыхание) и относимых к одной из сфер: абстрактные и эстетические переживания, психодинамические переживания, перинатальные переживания и трансперсональные переживания. В данной работе я не буду приводить подробную характеристику этих областей (этот вопрос, несомненно, представляет значительный интерес, но вполне может составить самостоятельную тему для рассмотрения). Отметим лишь наиболее общие черты. Абстрактные и эстетические переживания представляют собой наиболее поверхностный уровень переживаний. Они «…не раскрывают бессознательное субъекта и не имеют никакого психодинамического значения; наиболее значительные аспекты этих переживаний можно объяснить в физиологических терминах как результат химической стимуляции сенсорных органов, отражающих их внутреннюю структуру и функциональные характеристики» ([2]). Писходинамические переживания происходят из области индивидуального бессознательного и сфер личности, доступных в обычном состоянии сознания. Они относятся к важнейшим воспоминаниям, неразрешенным конфликтам и подавленному материалу различных периодов жизни человека; большинство явлений, происходящих на этом уровне, может быть проинтерпретировано и понято в психодинамических терминах. Феноменология переживаний данного уровня в значительной степени согласуется с основными концепциями классического психоанализа. Переживания периода внутриутробного развития и момента рождения составляют основу перинатальных переживаний. Главной философской темой данного уровня С. Гроф называет сходство между рождением и смертью, «поражающее понимание того, что начало жизни есть то же самое, что и ее конец»([2]). В то же время «для человека, целиком погруженного в динамику этого уровня бессознательного, рождение может выступать как всеобъясняющий принцип» ([1], с. 119). Трансперсональные переживания включают в себя опыты пространственного и временного изменения сознания, в том числе сужение и расширение границ сознания и собственного Я, восприятие прошлого, опыты прошлых перевоплощений а опыты идентификации себя с объектами живой и неживой природы, космическими объектами.
Информация по теме:
Самооценка как структурная составляющая самосознания
Одной из тем современной психологии, имеющий богатый теоретический и эмпирический материал, но находящейся тем не менее в стадии разработки, является тема «сознания», его структура, механизмы и логика развития.
Наша работа не связана с т ...
Ранний возраст
Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное дей ...
Причины и функции конфликтов
Существуют две противоположных точки зрения о причинах конфликта в организации:
1) конфликт является свойством человеческого характера, стремлением к первенству, доминированию, конфликтному поведению — субъективные причины;
2) конфликт ...