Для психологии труда представляют интерес также исследования грубых форм психопатологии и возможности социальной реадаптации такого рода больных с помощью трудотерапии. В 70-е гг. XX в. в практике отечественных интернатов для психохроников активно внедрялись занятия трудом. В конце 70-х гг. было проведено сравнительное исследование интернатов госпитального типа (руководители которых убеждены в том, что «больной должен только кушать и спать») и интернатов социально-реабилитационного профиля (в которых инвалиды привлекались к трудовой деятельности, а олигофрены (имбецилы) даже работали в цехах настоящих заводов, правда, по 4 часа в день). Психологам удалось экспериментально доказать, что комплексная социально-реабилитационная программа обеспечивает возможность личностного развития больных, страдающих олигофренией, и перехода их на более высокую ступень социально-трудовой реадаптации. В экспериментальном обследовании сравниваемых групп инвалидов применялась методика Е.И. Рузера, позволявшая измерять продуктивность умственного труда при разной стимуляции. Оказалось, что инвалиды (олигофрены) из интернатов реабилитационного профиля (при одинаковом медицинском диагнозе) проявляли себя в большей степени как здоровые люди: они не только быстрее и качественнее справлялись с тестом, но и работали более продуктивно, если в качестве награды предлагались похвала перед коллективом, экскурсия в город, в кино. Инвалиды из интернатов госпитального профиля предпочитали наглядно-действенные стимулы - конфету, игрушку.
трудотерапия реабилитация психический больной
Информация по теме:
Эффекты межличностного восприятия
Каузальная атрибуция. Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как информация о человеке, ...
Нейропсихологический аспект понятия «высшие психические функции»
Понятие «высшие психические функции» - центральное в данной работе - было введено в общую психологию Л.С. Выготским и затем подробно разработано А.Р. Лурия и другими авторами. В нейропсихологии под ВПФ понимаются сложные формы сознательно ...
Ранний возраст
Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное дей ...