Школа как главный институт культурно-исторического наследования осуществляет данную работу недостаточно эффективно. В этой связи представляется актуальным объединение усилий школы, семьи и общества в профилактике гендерных девиаций в поведении школьников, которая рассматривается как одна из составляющих социализации личности. Анализируются возможности различных педагогических средств в организации и стимулировании данного процесса (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Е.С. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, В.А. Ядов); изучаются ценностные ориентации школьников, склонных к асоциальному поведению (А.Н. Елизаров, Д.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Г.И. Саганенко, М.Н. Руткевич); описываются психодиагностические методики, используемые в профилактике девиантного поведения школьников (Э.Ф. Ахмеджанов, Л.Ф. Бурлачук, И.С. Кон, С.Б. Крымский, С.М. Морозов, В.А. Ядов); раскрывается содержание нормативно-правовой базы, лежащей в основе профилактической работы со школьниками.
Отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа.
Социальная ситуация развития подросткового возраста представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.
Источник внутренних конфликтов и девиантного поведения заключается в различии между реальной и идеальной самооценкой, проявляющемся особенно ярко в старшем подростковом возрасте. Многие проблемы, характерные для старшего подросткового возраста, объясняются увеличением расхождения между Я-реальным и Я-идеальным, а кроме того, выпадением одной из составляющих положительной Я-концепции. Положительная Я-концепция определяется 3 факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенности в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости, причем третья составляющая является скорее следствием первых двух.
В рамках гендерного подхода девиантным поведением могут считаться гиперролевое поведение, инверсия шаблонов гендерного стиля, изменение сексуальных ориентаций. Приоритетным направлением деятельности образовательных учреждений выступает своевременная профилактика гендерных девиаций в поведении учащихся.
Информация по теме:
Чувство
Патология (
от греч. Παθος - страдание, боль, болезнь и λογος - изучение) - отклонение от нормального состояния или процесса развития. Патология исследует процессы отклонения от нормы, про ...
Основные техники рационально-эмотивной терапии
Некоторые когнитивные психотерапевты, например, Поль Дюбуа и Альфред Адлер использовали в своей работе почти исключительно интеллектуальные техники – такие, как убеждение и обучение. Другие когнитивисты, к примеру, Джордж Келли, работали ...
Современные методы исследования сна
Основным методом исследования сна человека является полисомнография - метод регистрации показателей жизнедеятельности во время сна. Обычно ПСГ проводится во время ночного сна. Целью проведения полисомнографического исследования является о ...