Гендерные особенности девиаций

Психология » Гендерные особенности девиаций поведения у подростков » Гендерные особенности девиаций

Страница 2

В создавшихся условиях проблема профилактики гендерных девиаций в поведении учащихся приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением эмпирических и теоретических изысканий. Исследования по данной проблеме восходят к фундаментальным трудам ряда зарубежных ученых (Р. Бэрон, А. Бассе, П. Брейн, Л. Берковиц, К. Бютнер, Д. Доллард, К. Лорэнц, Д. Ричардсон, Р. Селман, Э. Эриксон и др.). Наиболее продуктивные из них, выполненные в рамках социологического подхода (Бандура, Броннер, Мак-Кэй, Шоу, Хили и др.), содержат анализ роли неблагополучной социальной среды как причинного фактора гендерных девиаций в поведении личности, с учетом того, что для подобной среды характерны социальная дезорганизация, бедность и экономическая зависимость, отсутствие устойчивых стандартов поведения.

Для отечественной науки и практики характерен социокультурный подход, в рамках которого при анализе гендерных девиаций в поведении личности исследуются все возможные переменные: органические, социальные, психологические, культурные. Это дает широкий спектр факторов и позволяет рассматривать профилактическую работу как процесс со множеством аспектов.

Методологический аспект исследования проблемы связан с анализом сущности и проявлений гендерных девиаций в поведении. Он является наиболее противоречивым, поскольку одни ученые рассматривают асоциальное поведение как несоответствие действий и поступков личности предъявляемым к ней социальным требованиям, нравственным нормам и этическим правилам (С.А. Беличева, Л.М. Зюбин, А.Н. Шилова). Другие трактуют асоциальное поведение как отступление от существующих правовых норм, их нарушение, т.е. «ненормальное» поведение с точки зрения нормативно значимого фактора (Н.Г. Иванов, В.Н. Мясищев). Третьи выделяют в асоциальном поведении трудно различимую грань между отклонениями от закона и моральной нормы и трактуют его и как нарушение нравственных норм и этических обязанностей, и как нарушение закона (кража, грабеж, хулиганство), но без привлечения школьника к уголовной ответственности (М.А. Алемаскин, В.Н. Липник, А.Ф. Никитин). Среди факторов, влияющих на формирование девиантного поведения школьников, многочисленные исследователи (Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, А.И. Краковский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельд-штейн и др.) выделяют психобиологические, определяющие развитие психики индивида (индивидуально-психологические особенности формирования характера ребенка, его эмоционально-волевая и мотивационная сферы) и социально-педагогические (семья, ближайшее окружение).

Медицинский (психобиологический) аспект проблемы гендерных девиаций в поведении школьников нашел отражение в работах А.Л. Гройсмана, В.П. Кащенко, А.Е. Личко, В.Ф. Матвеева, Н.И. Фелинской, которые в качестве основы для дифференциации показателей этого явления выдвигают нервно-психические патологии, акцентуации характера, кризисные явления подросткового возраста, различные физические и психические недостатки детей, извращенные психобиологические потребности.

Организационно-методический аспект проблемы гендерных девиаций в поведении учащихся, связанный с анализом деятельности школы по профилактике данного явления, представлен в работах C.С. Батенина, Л.П. Буевой, Н.Р. Битяновой, И.Я. Гилинского, Л.Ю. Гордина, И.В. Журавлева, И.С. Кона, А.В. Мудрика, В.С. Мухиной, Л.С. Славиной, П.О. Кенкманна, Ф.А. Фрадкина, Н.И. Шевардина. [18]

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Характеристика метода беседы в психологии
Беседа — это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонн ...

Пути психолого-педагогической коррекции нарушений отношений со сверстниками у дошкольников в игре
Мы предлагаем использовать игру для психолого-педагогической коррекции нарушений отношений со сверстниками у дошкольников учитывая ее значение для дошкольника, и подтвердить формирующую и корригирующую роль игры для личности ребенка, при ...

Структура уровневая характеристика понятийного мышления
Понятийное интуитивное мышление основано на личном опыте ребенка и связано с его возможностью самостоятельно разбираться в материале и самообучаться. Это мышление необходимо как база для усвоения школьных знаний. Благодаря этому типу мышл ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта