В создавшихся условиях проблема профилактики гендерных девиаций в поведении учащихся приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением эмпирических и теоретических изысканий. Исследования по данной проблеме восходят к фундаментальным трудам ряда зарубежных ученых (Р. Бэрон, А. Бассе, П. Брейн, Л. Берковиц, К. Бютнер, Д. Доллард, К. Лорэнц, Д. Ричардсон, Р. Селман, Э. Эриксон и др.). Наиболее продуктивные из них, выполненные в рамках социологического подхода (Бандура, Броннер, Мак-Кэй, Шоу, Хили и др.), содержат анализ роли неблагополучной социальной среды как причинного фактора гендерных девиаций в поведении личности, с учетом того, что для подобной среды характерны социальная дезорганизация, бедность и экономическая зависимость, отсутствие устойчивых стандартов поведения.
Для отечественной науки и практики характерен социокультурный подход, в рамках которого при анализе гендерных девиаций в поведении личности исследуются все возможные переменные: органические, социальные, психологические, культурные. Это дает широкий спектр факторов и позволяет рассматривать профилактическую работу как процесс со множеством аспектов.
Методологический аспект исследования проблемы связан с анализом сущности и проявлений гендерных девиаций в поведении. Он является наиболее противоречивым, поскольку одни ученые рассматривают асоциальное поведение как несоответствие действий и поступков личности предъявляемым к ней социальным требованиям, нравственным нормам и этическим правилам (С.А. Беличева, Л.М. Зюбин, А.Н. Шилова). Другие трактуют асоциальное поведение как отступление от существующих правовых норм, их нарушение, т.е. «ненормальное» поведение с точки зрения нормативно значимого фактора (Н.Г. Иванов, В.Н. Мясищев). Третьи выделяют в асоциальном поведении трудно различимую грань между отклонениями от закона и моральной нормы и трактуют его и как нарушение нравственных норм и этических обязанностей, и как нарушение закона (кража, грабеж, хулиганство), но без привлечения школьника к уголовной ответственности (М.А. Алемаскин, В.Н. Липник, А.Ф. Никитин). Среди факторов, влияющих на формирование девиантного поведения школьников, многочисленные исследователи (Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, А.И. Краковский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельд-штейн и др.) выделяют психобиологические, определяющие развитие психики индивида (индивидуально-психологические особенности формирования характера ребенка, его эмоционально-волевая и мотивационная сферы) и социально-педагогические (семья, ближайшее окружение).
Медицинский (психобиологический) аспект проблемы гендерных девиаций в поведении школьников нашел отражение в работах А.Л. Гройсмана, В.П. Кащенко, А.Е. Личко, В.Ф. Матвеева, Н.И. Фелинской, которые в качестве основы для дифференциации показателей этого явления выдвигают нервно-психические патологии, акцентуации характера, кризисные явления подросткового возраста, различные физические и психические недостатки детей, извращенные психобиологические потребности.
Организационно-методический аспект проблемы гендерных девиаций в поведении учащихся, связанный с анализом деятельности школы по профилактике данного явления, представлен в работах C.С. Батенина, Л.П. Буевой, Н.Р. Битяновой, И.Я. Гилинского, Л.Ю. Гордина, И.В. Журавлева, И.С. Кона, А.В. Мудрика, В.С. Мухиной, Л.С. Славиной, П.О. Кенкманна, Ф.А. Фрадкина, Н.И. Шевардина. [18]
Информация по теме:
Понятие девиантного поведения
Девиантное поведение (в клинической психологии) (от англ. deviation — отклонение) — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам (правовым, этическим, эстетическим) и проявляющиеся в виде несбалансир ...
Эмоциональный стресс как причина возникновения психосоматических нарушений
Стресс, как острый, так и хронический, может быть причиной возникновения вегетозов, с одной стороны, либо значимым фактором поддержания этого патологического процесса - с другой. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъяв ...
Сложности при передаче содержания
Иногда лгать сложнее, чем говорить правду (например, когда лжецу приходится мгновенно сочинять ответ). Не всем людям это хорошо удается. В результате лживые высказывания могут быть короткими и звучать неубедительно и неправдоподобно. Возм ...