Девиации поведения

Психология » Гендерные особенности девиаций поведения у подростков » Девиации поведения

Страница 3

Заметную роль в мотивации девиантных подростков играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п. Агрессивное поведение подростков, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах, отчасти в изнасиловании, в повреждении либо уничтожении имущества.

Перечислим основные факторы, ведущие к девиантному поведению подростков:

1. Биосоциальный: физическое влечение к противоположному полу (либидо), стремление удовлетворить половую потребность, раннее начало полового созревания и пробуждение сексуальных устремлений.

2. Средовой: влияние друзей, знакомых наличие ориентации на негативную компанию; нарушение эмоционального контакта с родителями, натянутые взаимоотношения, невозможность откровенных бесед; стимуляция отклоняющегося поведения окружающей средой: получение негативной информации через книги, кино и видеофильмы, от друзей, знакомых и т.д.; раннее начало курения, приема наркотиков, употребление алкоголя и т.д.

3. Социально-психологический: потребность в эмоциональной близости и способы ее удовлетворения, употребление спиртных напитков в кругу компании.

4. Социальной дезадаптации: нарушение социальной адаптации, натянутые отношения с родителями (конфликты, наказания). Последствия нарушенной социальной адаптации, сужение круга знакомств до асоциальной компании, праздное времяпрепровождение, отказ от учебы и трудовой деятельности.

5. Нравственно-этический: диссоциация нравственных установок; интериоризированные (усвоенные) общественные нормы.

6. Реакция эмансипации: стремление стать взрослее, завоевать уважение друзей, подруг.

7. Неблагополучная семья: воспитание в условиях деформированной и неполной семьи.

Средовой фактор отражает действие на подростка различных компонентов микросоциальной среды. Наибольшую нагрузку несет здесь второй компонент – влияние негативной компании. Попадая под ее влияние, подросток быстро усваивает присущие ей способы проведения свободного времени.

Не меньшая нагрузка в этом факторе возложена на такой компонент, как нарушение эмоционального контакта с родителями. Отчуждение в отношениях с отцом и матерью заставляет подростков удовлетворять потребность в эмоциональном контакте в среде сверстников либо лиц старшего возраста. Между родителями в семьях трудных подростков, как правило, по тем либо другим причинам наблюдаются разногласия, натянутые отношения, неискренность, а порой открытая вражда, что тонко чувствуют дети. Такая ситуация служит первичным источником отчуждения ребенка от семьи, которая со временем быстро усугубляется.

Нарушение доверительных взаимоотношений с родителями сильно затрудняет воспитание детей и делает почти невозможным решение такого деликатного и сложного вопроса, как половое воспитание и просвещение.

Одним из средств, облегчающих достижение эмоционального контакта со сверстниками, является употребление подростком спиртных напитков. Характерно также то, что раннее начало половой жизни коррелирует с отсутствием авторитета родителей, судимостью кого-либо из членов семьи. Четвертый и пятый факторы, получившие название факторов социальной дезадаптации, концентрируют в себе характеристики поведения подростков, которые говорят о нарушении процесса социализации личности. Пятый фактор включает признаки, показывающие легко выраженную степень нарушения социализации подростков, и говорит об усилении их конфронтации с окружающими.

Многие из них бросают учебу, не работают, часто вступают в конфликт с органами охраны и правопорядка. Большинство их друзей, старше по возрасту, характеризуются негативно. Поэтому, попав в такую компанию, подростки поневоле воспринимают порочный характер общения.

Нравственно-этические факторы дополняют друг друга, объясняют действие первых четырех. Они говорят о диссоциации нравственных идеалов у большинства трудных подростков.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Рисование страхов
Рисование – это творческий акт, позволяющий детям ощущать радость свершений, свою способность действовать, быть самими собой, выражать свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование, как и игра, это не только отражение в ...

Бихевиоризм Джона Бродеса Уотсона
Джон Бродес Уотсон (предложивший в 1913 г. сам термин «бихевиоризм») в значительной мере систематизировал концепцию Торндайка, придав ей биодетерминистический характер. По его мнению, любые формы поведения животных и человека принципиальн ...

Когнитивные теории интеллекта
Когнитивные теории интеллекта предполагают, что уровень интеллекта человека определяется эффективностью и скоростью процессов обработки информации. Согласно когнитивным теориям, быстрота обработки информации определяет уровень интеллекта: ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта