Имплицитные теории семьи

Психология » Гендерные и социокультурные особенности имплицитных теорий семьи у взрослых » Имплицитные теории семьи

Страница 2

· Ядерный уровень составляет система базовых конструктов, общих для всех людей. Ее существование интуитивно очевидно, поскольку все люди, в общем, понимают друг друга, когда упоминается семья в прямом или переносном значении.

· Групповой уровень – набор имплицитных теорий, разделяемых индивидом со своими группами (гендерными, возрастными, культурными и др.). Они могут образовываться в результате сходного жизненного опыта индивидов.

· Индивидуальный уровень, сформированный в детстве в родительской семье с ее своеобразием и за счет собственного опыта индивида.

Например, в своих работах Минеева О.А. выделяет в имплицитных теориях семьи замужних женщин в возрасте 33-42 года следующие категории, объединяющиеся в дихотомии (шкалы):

Шкала 1. Шкала МЫ. То, что связывает семью. (Род – актуальная семья).

Шкала 2. Воздействие семьи на личность. (Давление – поддержка).

Шкала 3. Семья как организация – семья как социальная группа/хаос отношений.

Шкала 4. Моя семья –семья как ценность (идеальный образ).

Шкала 5. Я в системе. (Независимость – убежище, связанность).

Шкала 6. Семья, как целостность, как жизнь, включающая в себя наряду с покоем и уверенностью, горе и ненависть (реальное представление о семье) – семья как мечта.

Кроме работ О.А. Минеевой существует еще ряд авторов, занимающихся сходной тематикой. Так, например работа Л.Е. Демоковой под научным руководством Е.Л. Доценко (ССЫЛКА), цель которой состояла в выяснении того, в каких категориях происходит отражение семьи в обыденном сознании.

Демакова использовала сходную с О.А. Минеевой методику свободной сортировки лексических единиц, но набор слов и метод анализа данных были другими. Данные в исследовании Демаковой обрабатывались методом факторного анализа, имеющим довольно значительные ограничения в получаемых результатах.

Демаковой было выделено 8 наиболее значимых факторов, приведем их ниже:

Фактор 1. Сплочение, эмоциональная связь, позитивная чувственность семьи.

Фактор 2. Родственная преемственность, традиции, клановость.

Фактор 3. То, чего не должно быть в семье Семейные проблемы.

Фактор 4. Дом, хозяйство. (Своя территория, обособленность) – Открытость, незащищенность.

Фактор 5. Внешняя деятельность (отдых, развлечение).

Фактор 6. Брак как ячейка общества, как социальный институт.

Фактор 7. Согласие, Консенсус.

Фактор 8. Развитие – Застой (стагнация).

Полученные результаты авторы связывают с антропогенетическими стадиями развития человечества. От того периода, когда в обыденном сознании людей не было представлено ничего, кроме синкретически нерасчлененного чувства своей общности как людей (в отличие от не людей) до того периода в развитии древнего общества, когда стала появляться письменность и другие доказательства наличия у людей различных видов мышления.

В исследовании делается вывод о том, в какой форме сохраняется общественно-исторический опыт в обыденном сознании людей. Его носителями являются смысловые связи, возникающие на том или ином этапе антропогенеза. Также говорится о том, что сколь бы архаическими ни были смысловые структуры, они продолжают не только существовать в современном индивидуальном и коллективном сознании, но и влиять на представления людей и их поведение.

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Влияние семейных факторов научной психологии на развитие личности ребенка
С точки зрения семейных факторов научной психологии существует два пути развития личности ребенка: отрицательное развитие (задержка в развитии) и положительное, т.е. развитие полноценной личности ребенка. Наука о психическом развитии реб ...

Особенности развития детей психопатов
На развитие психопатического ребенка влияние оказывает, прежде всего, причина возникновения аномалии. Как нами уже отмечалось выше, эти причины могут быть как органического, так и социального характера. Вопрос о роли социального фактора в ...

Психология различных видов трудовой деятельности
Психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические основы научной организации труда. Исследования психологических особенностей трудовой деятельности включают познание закономерностей фор ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта