На основании анализа литературы по стратегиям совладающего поведения и результатов собственных исследований В.А.Бодрова (2006, №3) предлагается классификация некоторых наиболее типичных стратегий поведения и когнитивно-эмоциональных действий по преодолению трудных жизненных ситуаций (см. табл.).
Классификация стратегий преодоления стресса
Тип стратегий |
Превентивное преодоление |
Оперативное преодоление |
Преобразующие |
1) «антиципирующие» 2) перестройка когнитивной структуры 3) коррекция своих ожиданий |
4) решение проблемы 5) «рационализация» 6) «компенсация» |
7) практические действия и вербальные формы реагирования 8) «идущее вниз сравнение» 9) «идущее вверх сравнение» | ||
Приспособление к трудным ситуациям |
10) идентификация личности с более удачливыми людьми |
11) снижение психической напряженности 12) «проекция» 13) «оппозиция» 14) «замещение» |
15) изменение своего отношения к ситуации 16) изменение личностных свойств 17) установление социальных взаимосвязей | ||
Контроль за стрессом |
18) поиск необходимой информации 19) знание ощущений при стрессе, особенностей его проявления 20) знание: на чем фокусировать контроль | |
«Самораскрытие» и «катарсис» |
21) «катарсис» | |
22) «самораскрытие» 23) стимуляция адекватного поведения в стрессовых условиях | ||
Избегание трудных ситуаций |
24) «фокусирование на эмоциях» | |
25) «конструктивное отвлечение внимания» 26) «подавление» и «отрицание» 27) «интеллектуализация» 28) «пассивный протест» | ||
«Самопоражающие» стратегии |
29) курение, прием наркотиков и алкоголя, самолечение |
Табл. Классификация стратегий преодоления стресса
Предложенная классификация преодоления трудных жизненных ситуаций основана на их систематизации по признакам:
а) превентивной (профилактической), оперативной (коррекционной), комплексной (двухсторонней) направленности воздействий;
б) ориентированности приемов регуляции поведения по преодолению на личность (собственные эмоциональные переживания и установки в отношении стрессогенных ситуаций), решение проблемы (оценку или вмешательство в ситуацию) или поведение по избеганию трудных ситуаций;
в) активности или пассивности форм преодоления;
г) характера мобилизованных личных ресурсов (психологических, физиологических, профессиональных, социальных).
Некоторые стратегии достаточно четко дифференцируются по перечисленным признакам, другие же отражают полиморфизм признаков и обладают многофункциональными свойствами.
И.Г.Малкина-Пых в своих трудах (2004) выделяла три основных критерия, по которым строятся все классификации стратегий копинг-поведения:
1. Эмоциональный/проблемный:
1.1. Эмоционально-фокусированный копинг – направлен на урегулирование эмоциональной реакции.
1.2. Проблемно-фокусированный копинг – направлен на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.
2. Когнитивный/поведенческий:
2.1. «Скрытый» внутренний копинг – когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс.
2.2. «Открытый» поведенческий копинг – ориентирован на поведенческие действия, используются копинг-стратегии, наблюдаемые в поведении.
Информация по теме:
Гендерные особенности девиаций
Значимым направлением в гендерных исследованиях отечественных ученых выступает выявление сущности и специфики гендерной девиации, что в условиях современного российского общества приобретает особую актуальность.
Девиантным считается пове ...
Возрастные особенности младших подростков
Психологические особенности младшего подростка во многом похожи на характеристики младших школьников. Прежде всего, к началу подросткового возраста у детей формируются новообразования, которые затем определяют психологический облик подрос ...
Структура самооценки
Вслед за Слободчиковым и Исаевым, мы считаем, что самооценка как структурный компонент сознания является базовым механизмом, в результате функционирования которого у человека развивается самопонимание, самоуважение.
Самооценка включает в ...