Деятельность С.Г. Геллерштейна

Психология » Тренировка эмоциональной устойчивости, готовности к экстремальным ситуациям » Деятельность С.Г. Геллерштейна

Страница 1

Геллерштейн Соломон Григорьевич (1896-1967) — советский психолог, один из создателей психотехники в СССР. Его фундаментальные труды посвящены проблеме упражнения в простой и сложной, сенсомоторной реакции, его основным закономерностям. Именно ему принадлежат теоретические и экспериментальные разработки в области авиационной психологии и медицины, эргономики и технической эстетики, психологии спорта.

После ареста И.Н. Шпильрейна в январе 1935 года в связи с его, якобы, контрреволюционной троцкистской деятельностью, а также после разгрома педологии и психотехники в 1936 году, живым связующим звеном, соединяющим деморализованных и дезориентированных психотехников, стал С.Г. Геллерштейн. В течение многих лет он поддерживал коллег дружеским словом, письмом, и в его личном архиве, хранящемся в Институте психологии РАН, можно найти этому многочисленные доказательства.

С.Г. Геллерштейн получил базовое образование в коммерческом училище, обучался в инженерном вузе, окончил Высшие педагогические курсы, но азы научной психологии он постиг в ходе общения с И.Н. Шпильрейном. Хорошее знание английского языка (ему пришлось вместе с матерью прожить несколько лет в США) способствовало глубокому освоению ученым мировой научной психологии начала ХХ века.

С.Г. Геллерштейн был рядом со своим учителем и другом с 1923 года и пронес верность дружбе через всю свою жизнь. В период борьбы с космополитизмом, в 1949 году, еще полный сил Соломон Григорьевич оказался без работы. Он был уволен изо всех учреждений: с кафедры авиационной медицины военного факультета Института усовершенствования врачей, с кафедры психологии философского факультета МГУ, где он по приглашению Б.М. Теплова читал курс «Психология труда», из ЦНИИ физической культуры, где он заведовал кабинетом «Психологии движений». Приходилось существовать на случайные заработки: в это время Геллерштейн переводил работы Ч. Дарвина, Ж.Б. Ламарка, Я.Э. Пуркинье, готовил к академическому изданию сборник работ И.М. Сеченова. Но его дом в 1-ом Обыденском переулке редко оставался без гостей. В те годы, когда многие книги по психотехнике все еще находились в спецхране, особую роль в передаче и сохранении богатого опыта отечественной школы психотехники приобретает личное общение. Среди людей, которых консультировал С.Г. Геллерштейн, были – М.И. Бобнева, В.М. Мунипов, В.А. Пономаренко, В.Н. Пушкин, О.Н. Чернышева и многие другие.

В годы Великой Отечественной войны Геллерштейн исследовал проблемы восстановления утраченных психических функций, возвращения трудоспособности раненым, находившимся в эвакогоспиталях.

Совместное творчество связывало также С.Г. Геллерштейна и Н.А. Бернштейна. Так, в книге 1943 года Геллерштейн впервые публикует (с согласия Н.А. Бернштейна) представления об уровневой регуляции произвольных движений и строит на этой основе теорию управляемого восстановления нарушенных при ранениях верхних конечностей психических функций.

В психологии спорта Соломон Григорьевич выявлял возможности усовершенствования движений спортсменов при помощи сознательной регуляции скорости двигательной реакции ("Чувство времени и скорость двигательной реакции", 1958).

Книга С.Г. Геллерштейна «Чувство времени и скорость двигательной реакции» (1958), которую А.Н. Леонтьев назвал «штурмом психофизиологических констант», расценивается как классический образец исследования, послужившего одной из основ направления научного поиска в области психологии времени в переживаниях профессионала (Ю.К. Стрелков). В работах С.Г. Геллерштейна были систематизированы лучшие достижения отечественных индустриальных психотехников (В.М. Коган; А.А. Нейфах; Р.И. Почтарева; Д.И. Рейтынбарг; А.И. Розенблюм; Л.И. Селецкая; М.Ю. Сыркин; В.В. Чебышева и др.), поставлены новые проблемы (соотношение осознаваемых и бессознательных элементов в труде, проблема антиципации в труде; вопросы психологического профессиоведения и др.).

Кроме этого И.Н. Шпильрейн (1928), С.Г. Геллерштейн (1929, 1930, 1933) выделили группы ПВП, которые характеризовали функциональные возможности человека с разных сторон:

а) ПВП, важные для профессионального успеха функции, но трудно поддающиеся тренировке, развитию, выражающие стойкие индивидуальные особенности людей (такие ПВП и лежащие в их основе способности требовалось выявлять в профессиографировании, они должны были составить предмет психодиагностики в целях прогнозирования будущей профессиональной успешности у новичков и поступающих в профессиональные школы);

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Влияние родительских отношений на проявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие, являются родительские отношения. Приведём подборку исследований зарубежных и отечественных авторов по данной проблеме. К. М ...

Периодизация психического развития по А.В. Петровском
Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Для любой группы свойственна своя деятельность и свой стиль общения. Причем в разные возрастные периоды ребенок входит одновременно в раз ...

Терминологическая многозначность понятия психической ригидности
Ригидность – от латинского rigeo, rigitas, что значит быть негибким, жестким, окостенелым. В психологию этот термин перешел из физики, где им обозначают свойство тел сопротивляться изменению их форм; измеряется это свойство отношением сил ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта