Деятельность С.Г. Геллерштейна

Психология » Тренировка эмоциональной устойчивости, готовности к экстремальным ситуациям » Деятельность С.Г. Геллерштейна

Страница 1

Геллерштейн Соломон Григорьевич (1896-1967) — советский психолог, один из создателей психотехники в СССР. Его фундаментальные труды посвящены проблеме упражнения в простой и сложной, сенсомоторной реакции, его основным закономерностям. Именно ему принадлежат теоретические и экспериментальные разработки в области авиационной психологии и медицины, эргономики и технической эстетики, психологии спорта.

После ареста И.Н. Шпильрейна в январе 1935 года в связи с его, якобы, контрреволюционной троцкистской деятельностью, а также после разгрома педологии и психотехники в 1936 году, живым связующим звеном, соединяющим деморализованных и дезориентированных психотехников, стал С.Г. Геллерштейн. В течение многих лет он поддерживал коллег дружеским словом, письмом, и в его личном архиве, хранящемся в Институте психологии РАН, можно найти этому многочисленные доказательства.

С.Г. Геллерштейн получил базовое образование в коммерческом училище, обучался в инженерном вузе, окончил Высшие педагогические курсы, но азы научной психологии он постиг в ходе общения с И.Н. Шпильрейном. Хорошее знание английского языка (ему пришлось вместе с матерью прожить несколько лет в США) способствовало глубокому освоению ученым мировой научной психологии начала ХХ века.

С.Г. Геллерштейн был рядом со своим учителем и другом с 1923 года и пронес верность дружбе через всю свою жизнь. В период борьбы с космополитизмом, в 1949 году, еще полный сил Соломон Григорьевич оказался без работы. Он был уволен изо всех учреждений: с кафедры авиационной медицины военного факультета Института усовершенствования врачей, с кафедры психологии философского факультета МГУ, где он по приглашению Б.М. Теплова читал курс «Психология труда», из ЦНИИ физической культуры, где он заведовал кабинетом «Психологии движений». Приходилось существовать на случайные заработки: в это время Геллерштейн переводил работы Ч. Дарвина, Ж.Б. Ламарка, Я.Э. Пуркинье, готовил к академическому изданию сборник работ И.М. Сеченова. Но его дом в 1-ом Обыденском переулке редко оставался без гостей. В те годы, когда многие книги по психотехнике все еще находились в спецхране, особую роль в передаче и сохранении богатого опыта отечественной школы психотехники приобретает личное общение. Среди людей, которых консультировал С.Г. Геллерштейн, были – М.И. Бобнева, В.М. Мунипов, В.А. Пономаренко, В.Н. Пушкин, О.Н. Чернышева и многие другие.

В годы Великой Отечественной войны Геллерштейн исследовал проблемы восстановления утраченных психических функций, возвращения трудоспособности раненым, находившимся в эвакогоспиталях.

Совместное творчество связывало также С.Г. Геллерштейна и Н.А. Бернштейна. Так, в книге 1943 года Геллерштейн впервые публикует (с согласия Н.А. Бернштейна) представления об уровневой регуляции произвольных движений и строит на этой основе теорию управляемого восстановления нарушенных при ранениях верхних конечностей психических функций.

В психологии спорта Соломон Григорьевич выявлял возможности усовершенствования движений спортсменов при помощи сознательной регуляции скорости двигательной реакции ("Чувство времени и скорость двигательной реакции", 1958).

Книга С.Г. Геллерштейна «Чувство времени и скорость двигательной реакции» (1958), которую А.Н. Леонтьев назвал «штурмом психофизиологических констант», расценивается как классический образец исследования, послужившего одной из основ направления научного поиска в области психологии времени в переживаниях профессионала (Ю.К. Стрелков). В работах С.Г. Геллерштейна были систематизированы лучшие достижения отечественных индустриальных психотехников (В.М. Коган; А.А. Нейфах; Р.И. Почтарева; Д.И. Рейтынбарг; А.И. Розенблюм; Л.И. Селецкая; М.Ю. Сыркин; В.В. Чебышева и др.), поставлены новые проблемы (соотношение осознаваемых и бессознательных элементов в труде, проблема антиципации в труде; вопросы психологического профессиоведения и др.).

Кроме этого И.Н. Шпильрейн (1928), С.Г. Геллерштейн (1929, 1930, 1933) выделили группы ПВП, которые характеризовали функциональные возможности человека с разных сторон:

а) ПВП, важные для профессионального успеха функции, но трудно поддающиеся тренировке, развитию, выражающие стойкие индивидуальные особенности людей (такие ПВП и лежащие в их основе способности требовалось выявлять в профессиографировании, они должны были составить предмет психодиагностики в целях прогнозирования будущей профессиональной успешности у новичков и поступающих в профессиональные школы);

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Мотивация, ее виды и волевые процессы
Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для всех людей. Но особенное значение в этом плане психология мотивации имеет для представителей профессий так наз ...

Представления старшеклассников о будущей профессии
Проблема профессионального самоопределения, представлений о своем профессиональном «Я» тех, кто завтра выйдет на рынок труда и будет производительной силой общества, является чрезвычайно актуальной. Процесс окончательного принятия решени ...

Проективные методики как метод психодиагностики
Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит известному американскому психологу Г. Мюррею (1938). Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать по ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта