Необходимо сказать, что именно на основе его исследования мы узнали столько нового о снах. Его работы и "Сонник" до сих пор популярны в научном мире. Несмотря на то, что некоторые учёные отвергают теорию З. Фрейда, она вполне соответствует реальности: в снах действительно отражаются наши страхи и желания. Наибольшего прогресса в отношении к снам западная наука достигла с возникновением в конце XIX века фрейдовской психоаналитической теории. Важнейшей составной частью этой теории была интерпретация снов.
Осознание человеком собственного Я, дифференцируемого по половому признаку, оказало наиболее значительное влияние на эту всеобъемлющую теорию. Теперь толкование сна относится не просто к определению Я, но к определению Я в конкретной физической оболочке с конкретным потенциалом. По наблюдениям Джейн Гудисон, изложенным в ее работе "Сны женщин", движение мысли ее пациенток в ходе толкования снов исходит из архетипов женской психологии и развивается в рамках женского начала.
Главное, что нужно уметь разглядеть и в снах, и в личности, - это соотношение внутреннего ядра индивидуума, сути Я, и окружения, отношений с внешним миром.
Современные психоаналитические штудии измененных форм мышления, типов ложной памяти, механизмов функциональной асимметрии мозга, парапсихологических феноменов и лечебной сенсорики вскрыли работу весьма архаических структур внутреннего поведения, получающих во снах символическую и метафорическую образные репрезентации.
Свой вклад внесла и эмпирическая танатология (танатос — желание смерти), не слишком склонная к интерпретации уникального опыта клинических самонаблюдений над состояниями "пост-смерти" в терминах некоей философии сна, но предоставившая впечатляющий архив "Сон наяву". На этих путях заново открылся инобытийно-пограничный репертуар существования субъекта, не раз описанный в специальных уставах ментального тренажа на Востоке (в частности, в дзэн-буддийской и йогической практике, типологически родственной аскетическому опыту самопогружения в христианской исихастской культуре священно-безмолвия). В близких сну состояниях Я обретает "единомножественность" личности (в терминах Л.Карсавина и А.Мейера), в психологическом пространстве культурой свершается многоголосый полилог пересекающихся ипостасей Я, обнимаемый единством самосознания. Во снах обнажены и персонифицированы механизмы и агенты диалогической фактуры мышления, памяти и аутовидения, актуализованы способности творчески напряженного и проблемно озабоченного сознания. Ему даны во снах возможности таких пространственно-временных топологических проекций, метаморфоз, смыслового конструирования и сверхлогической интуитивной альтернации, какие не в силах предоставить Я отягощенное объективацией и объясняющими раздражителями бодрствующее сознание. Сон в этом смысле (в отличие от первого значения термина) осмыслен не в качестве источника сверхчеловеческих внушений (голос Музы, оклик Бога, наваждение дьявола), а в аспекте спонтанной аккумуляции и самопроизводства форм неявного знания и неформализуемой экзистенции. Сон есть черновик возможных миров и своего рода гностическая контрабанда.
На архетипе сна и сейчас сходятся интересы психологии творчества, философской антропологии, теории культуры и истории эстетики. Как зеркало внутреннего проективного опыта Сна не раз становился объектом философско-поэтической (Вяч. Иванов) и психоаналитической (Н.Е. Осипов) рефлексии и литературной мифологии.
Информация по теме:
Стиль семейного руководства
Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социологов, - это характер семейного руководства то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение. Некоторые родите ...
Профилактика болезней голоса
Заболевания голосообразовательных органов, связанные с их неправильной функцией, называются функциональными заболеваниями. Основной причиной их являются нарушения в работе нервной системы, причем ряд таких болезней характеризуется отсутст ...
Структура личности по Фрейду
В течение длительного времени Фрейд применял топографическую модель личности, в которой выделял три основных компонента: сознание, подсознание, бессознательное. Сознание - ощущения и переживания, которые осознаются человеком в данный конк ...