Главная цель современной медицины - благополучие пациента, и восстановление здоровья подчинено этой цели как один из составляющих элементов. Любой человек заинтересован в том, чтобы принимать решения, влияющие на его жизнь, самостоятельно. Сегодня самоопределение индивида есть высшая ценность, и медицинское обслуживание не должно являться исключением (принцип "уважения прав и достоинства человека"). Медицина, биология, генетика и соответствующие технологии вплотную подошли проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций человеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне.
Модели врачевания:
- Модель Гиппократа ("не навреди") принципы врачевания, заложенные "отцом медицины", лежат у истоков врачебной этики как таковой.
- Модель Парацельса ("делай добро"), другая модель врачебной этики сложилась в Средние века. В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс.
- «Патерналиская» модель - в духе того времени отношения врача и пациента подобны отношениям духовного наставника и послушника. Вся сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное происхождение, ибо всякое Благо исходит свыше.
- Деонтологическая модель (принцип "соблюдения долга"), в основе данной модели лежит принцип "соблюдения долга" (deontos по-гречески означает "должное"). Она базируется на строжайшем выполнении предписаний морального порядка, соблюдение некоторого набора правил, устанавливаемых медицинским сообществом, также собственным разумом и волей врача для обязательного исполнения.
Учитывая исторически сложившиеся модели моральных отношений "врач-пациент" и состояние современного общества можно сформулировать следующие четыре синтетические модели отношений между врачом и пациентом:
1. Модель "технического" типа: одно из следствий биологической революции - возникновение врача-ученого. Научная традиция предписывает ученому "быть беспристрастным"- истинным. Он должен опираться на факты, избегая ценностных суждений. Ученый не может быть выше общечеловеческих ценностей, врач в процессе принятия решения не может избежать суждений морального и иного ценностного характера.
2. Модель сакрального типа: противоположной к описанной выше модели является патерналистская модель отношений "врач-пациент". Социолог медицины Роберт Н. Вилсон характеризует эту модель как сакральную. Основной моральный принцип, который выражает традицию сакрального типа, гласит: "Оказывая пациенту помощь, не нанеси ему вреда", в классической литературе по медицинской социологии в отношениях между врачом и пациентом всегда употребляются образы родителя и ребенка.
Однако, патернализм в сфере ценностей лишает пациента возможности принимать решения, перекладывая ее на врача. Следовательно, для сбалансированной этической системы необходимо расширить круг моральных норм, которых должен придерживаться медик.
Информация по теме:
Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера
Эта теория, предложенная в русле когнитивной психологии американским ученым Л. Фестингером, рассматривает когнитивный диссонанс как один из главных факторов, управляющих поведением человека. До теории когнитивного диссонанса Л. Фестингер ...
Психологическое развитие воображения педагогов в
процессе профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема
Рассмотрение проблемы психологического развития воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности, прежде всего, требует от нас: во-первых, раскрытия понятия "воображение"; во-вторых, рассмотрения роли воображения в ...
Индивидуально-личностные особенности осужденных из неполных семей и сирот
Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием нег ...