Проблема детско-родительских отношений и благополучие ребенка в семье

Психология » Гендерные особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами » Проблема детско-родительских отношений и благополучие ребенка в семье

Страница 1

Проблема детско-родительских отношений в психологии является одной из классических, к которой обращались многие авторы (Э. Фромм, А. Спиваковская, А. Захаров, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм. и др.) и, не теряет своей актуальности в современных исследованиях (А. Г. Лидерс, С. Нартова-Бочавер, М. Руфо, А. Баркан, Е. Карпунина, И. Карепанова и др.).

Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Отказываясь от изолированного, внесемейного контекста анализа детских проблем, мы должны обратить внимание также на то, что корни этих проблем формируются в раннем детстве. Именно в раннем детстве закладываются базисные подструктуры личности и установки, которые слабо поддаются коррекции у подростков, а затем у взрослых.

Проблема детско-родительских отношений определяется сложностью объектной структуры — всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие [12].

Исследования показывают, что конструктивность воспитательного процесса в семье в большей мере определяют следующие факторы: представления родителей об эталоне воспитанной личности, расположенность к полу ребенка в семье, педагогическая культура общения родителей, мотивы рождения ребенка, установки супругов на воспитание детей, уровень притязаний родителей по отношению к ребенку [3].

Кроме вышеназванных факторов воспитания, существуют и такие, как: преобладающие в семье настроения, индивидуальные способности супругов к воспитанию детей, склонность родителей к эмоциональной разрядке и юмору, тип личности и поведения родителей.

Перед родителями стоит множество задач, которые решаются при рассмотрении вопросов семейного воспитания, например: развитие педагогически оправданного взаимовлияния родителей и детей друг на друга, усиление роли семьи с ростом самосознания ее членов и т. п.

Главная задача семьи — создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т.е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей, обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка.

Связь между родителями и детьми является наиболее прочной из всех видов связей, которые устанавливаются между людьми. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем. Больше всего благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие. Конфликтная, напряженная обстановка делает ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между супругами, как правило, травмирующе влияют на ребенка.

Наблюдения за воспитанием детей в различных семьях позволили психологам составить описание различных типов воспитания.

A. Болдуин выделил два стиля родительского воспитания: демократический и контролирующий.

Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти па помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Психосоматические теории и модели
Психоанализ и психодинамически-ориентированная психосоматика.В своём развитии психосоматическа прошла ряд этапов, на каждом из которых доминировала та или иная теоретическая концепция.В эпоху ортодоксального психоанализа и неофрейдизма дом ...

Психологические особенности детей 6–7 летнего возраста
Прежде всего необходимо отметить, что это критический, переходный возраст, связывающий между собой два стабильных периода развития ребёнка – дошкольный и младший школьный. Исследования Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др. позволяют компл ...

Психофизиологические предпосылки деятельности педагога
Рассмотрение психофизиологического компонента структуры субъекта педагогической деятельности сразу же сталкивается с двумя трудностями. Первая состоит в том, как отмечал В.Д. Небылицын что, «строить сколько-нибудь детализированные, гипоте ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта