Проблема детско-родительских отношений и благополучие ребенка в семье

Психология » Гендерные особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами » Проблема детско-родительских отношений и благополучие ребенка в семье

Страница 3

Еще исследования А.Н. Леонтьева (1977), А.Р. Лурии (1980), Д.Б. Эльконина (1976) и других, показали, что психическое развитие ребенка определяется: его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями.

Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказываются: тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. При этом взаимоотношения в семье могут иметь разноплановый характер, а использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка.

Необходимо отметить, что в качестве центральной, «базовой» причины тревожности детей выделяются факторы семейного воспитания и, прежде всего, система взаимоотношений «мать — ребенок» (Н.М. Гордецова, 1978; А.И. Захаров, 1988; А.С. Спиваковская, 1988; В.С. Манова-Томова, 1981; М. Раттер, 1987 и др.).

Очевидно, что социальная нестабильность: потеря (или угроза потери) взрослыми своей социальной позиции, неуверенность в себе, в завтрашнем дне, чувство вины за то, что обеспечиваешь семью хуже, чем другие, порождает у некоторых взрослых стремление выместить это на детях. Вследствие чего, проявляется во многих случаях жестокого обращения с детьми, провоцируя появление ситуаций, вызывающих тревогу у детей.

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее, целиком зависят от родителей. Ребенок верит в их любовь, доброе отношение и надеется на их защиту. Но, когда речь заходит о воспитании, ребенок зачастую превращается в объект педагогических, воспитательных и других воздействий [24].

Конечно, влияние мира взрослых громадное, но ведь существует и сам ребенок, с характерными ему половозрастными особенностями, специфическим восприятием и творческой интерпретацией окружающего мира, и, семейная ситуация, оцениваемая нами как положительная либо отрицательная, может совершенно противоположно восприниматься ребенком. Его хорошее или плохое поведение не навык, которое необходимо поощрять или пресечь, а личностное отношение, которое является результатом внутренней активности ребенка и имеет для него определенный смысл.

Таким образом, по мнению Г. Хоментаускаса, именно отношения, а не внешние обстоятельства определяют поведение ребенка и формируют его личность.

Страницы: 1 2 3 

Информация по теме:

Основные техники рационально-эмотивной терапии
Некоторые когнитивные психотерапевты, например, Поль Дюбуа и Альфред Адлер использовали в своей работе почти исключительно интеллектуальные техники – такие, как убеждение и обучение. Другие когнитивисты, к примеру, Джордж Келли, работали ...

Представления о креативности
Понятие креативности (от лат. creatio - создание, сотворение), являясь аналогом понятия "творческие способности", неразрывно связано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, ...

Групповой подход к принятию решений
Анализ литературы по проблеме принятия группового решения позволяет сказать, что изучение этого феномена происходило не по логике развития самой науки, но в зависимости от потребностей самой практики. Хотя специальные групповые решения за ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта