Семья как персональная микросреда развития ребенка

Психология » Гендерные особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами » Семья как персональная микросреда развития ребенка

Страница 3

Задача родителей в этом периоде заключается в развитии навыков самообслуживания ребенка, насыщении его информацией, поддержке развития детской игры. Для детей этого возраста, окружающий мир — очень страшное место. Они часто задают вопросы, на которые знают ответы. Главным образом затем, чтобы проверить, какая информация правильная, а какая — нет. Их самый серьезный страх — остаться одному. Усилия родителей сосредоточены на развитии личности ребенка и его независимости.

Четвертая стадия: умелость-неполноценность — занимает годы от шести до оддинадцати лет. Когда детей поощряют мастерить что угодно и хвалят за результаты, то у ребенка вырабатывается умелость и творческое отношение к миру.

Главным образом, усилия ребенка направлены на то, чтобы справиться с проблемами, которые существуют вне семьи. Родителям предстоит объяснить ребенку то, что ребенок должен делать, а не то, что родитель не хочет видеть в его поведении.

Личность — это человеческая «самость», исключительность, выражаемая как в способностях, так и в нравственном облике человека. Именно личность имеет сложившееся мировоззрение, которое она отстаивает на протяжении всего жизненного цикла [16].

При появлении на свет малыша, первой заботой родителей является его физическое и психическое здоровье. И только потом — значительно позже они начинают задумываться о том, каким человеком он станет. С этого и начинается формирование личности ребенка.

Таким образом, семья для ребенка — это место рождения и основная среда обитания. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, по и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально психологический климат, для ребенка, это первая школа отношений с людьми [17].

Так малыш постепенно овладевает общими свойственными человеку формами поведения среди людей и развивается как индивидуальность. Сохранение положительных взаимоотношений со своими родителями и близкими — условие, при котором личность ребенка будет развиваться благополучно. Хорошее отношение со стороны родителей жизненно необходимо ребенку. Желание заслужить похвалу, родительское одобрение является одним из рычагов воспитания. Оценка поведения со стороны родителей и близких — один из важнейших источников чувств малыша. Похвала вызывает чувство гордости, постепенно начинает проявляться такое важное образование, как самоуважение. Притязание на признание — одна из самых значимых человеческих потребностей. Она основана на стремлении получить высокую оценку своих достижений, отвечающих общественным ожиданиям ноши.

Стремление к реализации притязаний развивает ребенка, делает его совершеннее. Малыш уже в 3 года имеет чувство собственного достоинства, он гордится своими достижениями и стремится в чем-то быть лучше.

После того как у ребенка возникло отношение к самому себе как к «хорошему», у него появляется стремление к тому, чтобы соответствовать требованиям взрослых, быть признанным сейчас и в будущем.

Исследования в области возрастной психологии (Мухина В.С., Обухова Л.Ф.) показывают, что в младшем школьном возрасте значимым окружением являются взрослые: «Относясь к взрослым и более старшим детям, как к образцу, младший школьник в то же самое время притязает на признание со стороны взрослых и подростков. Выполнение нормативов поведения и стремление к знаниям опосредовано притязанием на признание. Именно оценка старших влияет сейчас на формирование уровня притязаний и дальнейшую оценку своих поступков.» [16]. Необходимо также отметить роль взрослого как партнера в совместной деятельности, обеспечивающего условия для развития потенциальных возможностей ребенка. Так, по мнению Л.И. Божович и В.Д. Шадрикова, именно старшие формируют способность к целеполаганию, а на этапе младшего школьного возраста, ребенку принадлежит лишь мотив его действий, тогда как цель – взрослому.

Поэтому важно, чтобы семья поддерживала в ребенке уверенность, что он обязательно научится тому, чего пока еще не умеет; что он действительно хороший, честный, добросовестный, доброжелательный, т.е., замечательный ребенок.

Только родительская любовь и вера рождают оптимизм, желание быть хорошим. Это желание как бы подталкивает ребенка к исполнению родительских ожиданий.

Привязанность к родителям — важнейший компонент эмоционального развития ребенка. Это форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями, прежде всего с матерью как наиболее близким лицом. О начальных проявлениях привязанности можно говорить уже к середине первого года жизни. Беспокойство при разлуке с матерью сохраняется у девочек до 2,5 лет, у мальчиков до 3,5 лет [22].

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Операциональная теория интеллекта
Согласно Ж. Пиаже [17], интеллект - это наиболее совершенная форма адаптации организма к среде, представляющая собой единство процесса ассимиляции (воспроизведение элементов среды в психике субъекта в виде когнитивных психических схем) и ...

Классификации конфликтов
Наличие огромного количества общих и частных классификаций конфликта, данных психологами, говорит о том, что их возможно столько, сколько различных сторон выявляет в нем психология. К основным признакам, на основе которых предлагаются раз ...

Понятие системы потребностей человека
В удовлетворении потребностей, а они у разных людей разные, важно знать их содержательную сторону. В наше время существует множество различных классификаций потребностей. Надо отметить, что классификация потребностей вызывает немалые труд ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта