В развитии отечественной спортивной психологии можно выделить три основных этапа.
Этап зарождения характеризуется реализацией методологических и экспериментальных возможностей, заимствованных из общей психологии. В первых работах, заложивших основы становления спортивной психологии, четко прослеживается стремление к описанию особенностей спортивной деятельности с позиции достижений обшей психологии. При этом основной акцент был сделан на описании сложности спортивных действий в эмоциональном, волевом и познавательном плане. Несколько позднее началось изучение психических явлений спортивной деятельности: предстартовые и стартовые психические состояния, психотренинг, специфика сенсомоторного реагирования, автоматизация двигательного навыка. Начато изучение психологической специфики некоторых видов спорта. В результате сформировались две школы психологов спорта : московская и санкт-петербургская (ленинградская), возлагаемые соответственно П. А.Рудиком и А.Ц.Пуни.
Этап становления спортивной психологии может быть охарактеризован стремлением ее деятелей к обеспечению практики спортивной деятельности. Разрабатывался широкий круг вопросов, направленных на встраивание психологических достижений в культуру подготовки спортсменов и команд, где наряду с общефизической, специальной, технической, тактической была бы особо выделена психологическая подготовка. В русле этой идеи были определены психологические основы физической, технической и тактической подготовки, особенности достижения тренированности, спортивной формы, готовности к соревнованию, а также психологические предпосылки успешности соревновательной деятельности. Было продолжено изучение психологических особенностей различных видов спорта и развитие познавательных процессов. Изучались и возрастные особенности формирования двигательных навыков и психолого-педагогические условия успешного освоения спортивной деятельности.
Этап современного развития спортивной психологии характеризуется углублением теоретических основ научных исследований, обращением к категориям деятельности и личности спортсмена, особым вниманием к социально-психологическим проблемам спорта, в том числе межличностных отношений, психологии управления. Психологического мониторинга – регулярного наблюдения за динамикой психики. Расширяется круг исследований, реализующих комплексную и системную методологию, укрепляются международные связи психологов спорта. В период серьезных преобразований в социальной сфере спортивная психология не утратила ни одного из своих целевых направлений приоритетов и организованности. В настоящее время психология спорта ("спортивная психология" по терминологии 2-го Международного конгресса 1995 года в Москве) – вполне определившееся и признанное направление отечественной психологии. Российская ассоциация психологов физической культуры и спорта – член Международной ассоциации спортивной психологии.
Информация по теме:
Классификации конфликтов
Наличие огромного количества общих и частных классификаций конфликта, данных психологами, говорит о том, что их возможно столько, сколько различных сторон выявляет в нем психология. К основным признакам, на основе которых предлагаются раз ...
Проблема психологической совместимости членов спортивного коллектива
Совместимость членов спортивной команды обусловлена факторами двоякого рода:
1. Наличием у спортсменов функциональной совместимости, т.е.психологических и психофизиологических данных, облегчающих совместную игровую деятельность. Если два ...
Виды агрессии и их классификации
социализация агрессия гендерный семья
Существует множество различных определений агрессии. Но все исследователи сходятся в том, что это поведение, направленное на достижение потребности. Например, вот одно из классических определений:«сп ...