Предлагаемая программа направлена на развитие у детей дошкольного и младшего школьного возраста как определенных личностных качеств (навыков общения, чувства эмпатии, доверия), так и тех психических функций, которые создают основу для успешного обучения (внимание, произвольное поведение, тонкая моторика, наглядно-образное мышление, память).
Так как ведущей деятельностью среднего возраста является игра, то основой занятий служат различные сюжетно-ролевые игры.
Формы упражнений м. б. разнообразны: пантомимы, игры, представления, различного рода загадки.
Элементами игр являются специальные упражнения, объединенные в группы, направленные на развитие умений произвольной регуляции в разных сферах психики.
Каждое упражнение включает фантазию ребенка, чувства, движения, чтобы через механизм их функционального единства ребенок учился произвольно воздействовать на каждый элемент.
Программа развивающих занятий разбита на темы:
1. Развитие произвольного поведения.
2. Развитие навыков общения, сотрудничества.
3. Формирование целенаправленного внимания, памяти.
4. Развитие навыков управления своей эмоциональной сферы;
5. Развитие тонкой моторики рук.
Каждой теме посвящено 3 - 4 занятия. Все упражнения одного дня тематически связаны.
Каждое упражнение решает не одну, а несколько самостоятельных задач (напр.: поймать мяч по сигналу - это упражнение на развитие и координации движения, и направленного внимания). И все же, занятия каждого дня построены так, чтобы был акцент на функции, которая обозначена в теме.
В дошкольном возрасте внимание детей еще неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью. Поэтому они нуждаются в частой смене заданий. В качестве своеобразного отдыха от малоподвижных требующих повышенного внимания упражнений, можно использовать подвижные игры. Занятия строятся по определенной схеме, где активные игры перемежаются с малоподвижными, и состоят из 5 фаз.
Занятие начинается с общей разминки. Её задача: "разогреть" внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Далее идут упражнения-игры, направленные на развитие навыков, обозначенных в теме занятия. Завершается занятие любым совместным действом, направленным на закрепление положительного эффекта, приведение в равновесие эмоционального состояния ребенка.
Детей в группе д. б. не более 10 человек и не менее 6. Большее количество детей в группе нежелательно, т.к. из-за большого числа повторений занятие становится скучным, и некоторые дети могут оказаться в роли зрителей. Возникает очередность, не каждый выходит на уровень активности, возникает рассредоточенность внимания.
Продолжительность занятия 40 - 50 минут. Для того, чтобы не терялся эффект предыдущей встречи занятия должны проводиться не реже двух раз в неделю.
Программа психологической подготовки детей к школьному обучению состоит их 20 встреч. Ее продолжительность при двух занятиях в неделю приблизительно два месяца.
Информация по теме:
Психологическое содержание подросткового возраста
В начале подросткового возраста дети не похожи на взрослых ни по внешнему облику, ни по поведению: они еще много шагают и просто бегают, возятся и шалят, они непосредственны и непоседливы, кипучи и взрывчаты, разнонаправлено активны и час ...
Другие формы девиаций и их гендерные различия
Особо среди различных гендерных вариантов клинических форм поведенческих девиаций отмечают сексуальные девиации и перверсии. К ним относят приведенные выше гиперролевые разновидности полового поведения (гипермаскулинность и гиперфеминност ...
Возрастные особенности первоклассников
Младший школьный возраст (с 6 до 11 лет) является вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у ...