Правила выработки условных рефлексов

Психология » Высшая нервная деятельность » Правила выработки условных рефлексов

Страница 1

Для выработки условного рефлекса необходимо:

1. наличие двух раздражителей, один из которых безусловный (пища, болевой раздражитель), вызывающий безусловно – рефлекторную реакцию, а другой условный (сигнальный), сигнализирующий о предстоящем безусловном раздражении (свет, звук, вид пищи и т.д.)

2. многократное сочетание условного и безусловного раздражителя (хотя возможно образование условного рефлекса при их однократном сочетании)

3. условный раздражитель должен предшествовать действию безусловного

4. в качестве условного раздражителя может быть использован любой раздражитель внешней или внутренней среды, который должен быть по возможности индифферентным, не вызывать оборонительной реакции, не обладать чрезмерной силой и способен привлекать внимание.

5. безусловный раздражитель должен быть достаточно сильным, в противном случае временная связь не сформируется.

6. возбуждение от безусловного раздражителя должно быть более сильным, чем от условного.

7. необходимо устранить посторонние раздражители, так как они могут вызывать торможение условного рефлекса.

8. животное, у которого вырабатывается условный рефлекс должно быть здоровым.

9. при выработки условного рефлекса должна быть выражена мотивация, например, пи выработке пищевого слюноотделительного рефлекса животное должно быть голодным

Условные рефлексы легче вырабатывать на экологически близкие данному животному воздействия. В связи с этим условные рефлексы делятся на натуральные и искусственные. Натуральные условные рефлексы вырабатываются на агенты, которые в естественных условиях действуют вместе с раздражителем, вызывающим безусловный рефлекс (например, вид пищи, ее запах и др.) Все остальные условные рефлексы искусственные, т.е. вырабатываются на агенты, в норме не связанные с действием безусловного раздражителя, например, пищевой слюноотделительный рефлекс на звонок.

Физиологической основой для возникновения условных рефлексов служит образование функциональных временных связей в высших отделах ЦНС. Временная связь

– это совокупность нейрофизиологических, биохимических и ультраструктурных изменений в мозге, возникающих в процессе совместного действия условного и безусловного раздражителей. При выработке условного рефлекса происходит формирование временной нервной связи между двумя группами клеток коры – корковыми представительствами условного и безусловного рефлексов. Возбуждение от центра условного рефлекса может передаваться к центру безусловного рефлекса от нейрона к нейрону. Следовательно, первый путь образования временной связи между корковыми представительствами условного и безусловного рефлексов является внутрикортикальным. Однако при разрушении коркового представительства условного рефлекса выработанный условный рефлекс сохраняется. При разрушении коркового представительства безусловного рефлекса условный рефлекс также сохраняется. Следовательно, выработка временной связи может идти между корковым центром условного рефлекса и подкорковым центом безусловного рефлекса. Разобщение корковых центров условного и безусловного рефлексов путем пересечения коры мозга не препятствует образованию условного рефлекса.

Образование временной связи происходит по принципу доминанты. Очаг возбуждения от безусловного раздражителя всегда сильнее, чем от условного, так как безусловный раздражитель всегда биологически более значим для животного. Этот очаг возбуждения является доминантным, следовательно притягивает к себе возбуждение от очага условного раздражения. Если возбуждение прошло по каким-либо нервным цепям, то в следующий раз оно по этим путям пойдет значительно легче. В основе этого лежат: суммация возбуждении, длительное повышение возбудимости синаптических образований, увеличение количества медиатора в синапсах, увеличение образования новых синапсов.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Школьная дезадаптация и ее последствия
Есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но некоторые учащиеся 1-х классов подвержены дезадаптации, в результате которой ребенок становится невнимательным, безответственны ...

Факторы семейного воспитания, влияющие на возникновение личных проблем подростка
Негармоничное воспитание подростков приводит к возникновению у них целого спектра проблем. Э.Г. Эйдемюллер и В. Юстицкис [11, стр.498] выделили следующие факторы родительского воспитания, наиболее важные с точки зрения формирований наруше ...

Теория ролей в психологии
В социальной психологии теорию ролей разрабатывали Дж. Мид, Я. Морено, Р. Линтон. Под влиянием Мида в социальной психологии возникла школа так называемого символического интеракционизма в рамках которой стали рассматриваться ролевые теор ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта