Психическая ригидность в этиопатогенезе нервных расстройств

Психология » Влияние психологических факторов патогенеза невротических расстройств на саногенез в результате психотерапии » Психическая ригидность в этиопатогенезе нервных расстройств

Страница 1

Психическая ригидность является одной из тех территорий психологии, вступив на которую исследователь оказывается на очень зыбкой почве, насыщенной всяческими трудностями и сюрпризами. Психическая ригидность – отнюдь не простое понятие, и ему нелегко дать приемлемое для всех определение.

Ригидность – от латинского rigeo, rigiditas, что значит быть не гибким, жестким, окостенелым. В психологию этот термин пришел из физики, где им обозначают свойство тел сопротивляться изменению их форм.

В 30-х годах 20-го столетия ригидность начинает играть заметную роль в психоаналитической системе З. Фрейда (1933) и его последователей, в системе топологической психологии К. Левина (1935) (видимо К. Левин был первым в психологии, кто ввел термин "ригидность") и в концепции дихотомии "абстрактного-конкретного мышления" в норме и патологии невролога К. Гольдштейна (1943). Ригидность изучалась и как неврологически детерминированная особенность восприятия и как тип перцептуальной защиты, и как проявление основных личностных переменных; она изучалась в лаборатории в социальной сфере среди выборочных групп и в общей популяции. Приведем примеры наиболее "популярных" определений ригидности, родившихся в период самого рассвета исследовательского интереса к ней. В обзорной статье, посвященной исследованиям ригидности, Ш. Чоун (1959) одной из лучших дифиниций ригидности называет ту, которую дает ей Р. Кэттел (1950), а именно "… трудность с которой изменяются установившиеся навыки перед лицом новых требований". К. Гольдштейн определяет ригидность как "неадекватную скованность поведения" (1943); Г. Вернер – как "недостаточную вариабельность реакций" (1946); А. Лачинз понимает под ригидностью "слепую привязанность к установочному привычному способу решения задачи, даже если он не приводит к успеху" (1959).

При всей многочисленности дифиниций психическая ригидность определяется преимущественно через категорию способностей – "инидивидуально-психологических особенностей личности, являющихся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности" [18]. Но способность понимается не только "как способность мочь", но и как "способность хотеть". Отсюда понимание ригидности как (относительной) неспособности личности в случае требований объективной ситуации "изменить свою психическую установку"; "реагировать на новую ситуацию"; "изменить действие или отношение"; "переструктурировать способы поведения"; "усвоить новые средства приспособления", "корректировать программу деятельности".

Некоторые авторы в своих дифинициях психической ригидности делают упор на то, что лежит в основе "неспособности к изменению". Исходя из этого, они определяют психическую ригидность как приверженность к неадекватному способу выполнения задания, тенденцию придерживаться привычного, привязанность к неадекватному способу поведения и восприятия.

В ряде определний прсихической ригидности указывается на то, что личность не реагирует на требования объективной ситуации не просто в силу (относительной) неспособности или приверженности к неадекватному способу поведения (т.е. не может иначе), но и в силу своего нежелания (т.е. не хочет иначе, даже если может): "упорствует в определенных формах поведения" (Bonner, 1961), "проявляет недоброжелательность к новому, к изменениям" (Левитов Н. Д., 1971) и даже "сопротивляется изменениям" (Cowen,1932; Drever, 1967) [6].

Чаще всего психическая ригидность определяется альтернативно: либо как свойство личности, либо как характеристика поведения. Но есть исследования, в которых даются определения ригидности, охватывающие одним понятием то и другое – личность и поведение.

Понятие ригидности как качества личности в очень многих и самых существенных пунктах смыкается с понятием психопатии. П. Б. Ганнушкин подчеркивал, что "психопаты обычно отличаются недостаточной способностью приспособления к среде" (1964). В этом же духе высказываются и другие современные авторы. По мнению C. Rogers (1951), одним из условий психической цельности и здоровья личности является гибкость в оценке самого себя, умение под напором опыта переоценивать ранее оформившуюся систему ценностей, что является условием безболезненного приспособления человека к непрерывно меняющимся условиям жизни. Большинство авторов, занимающихся проблемой психопатических личностей, отмечают, что одним из важных признаков последних является именно "невозможность приспособления, невозможность учиться на опыте жизни".

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Готовность к школьному обучению
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6, и с 7 лет. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов по ...

Понятие о внутриличностных конфликтах. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему внутриличностных конфликтов
Личность является предельным субъектом (оппонентом) конфликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек является самостоятельными генератором конфликта, внутри которого он и развертывается. Другими сл ...

Основные составляющие функциональной системы
Центральным пунктом функциональной системы является рецепторное образование, которое по своим триггерным свойствам точно приспособлено к физическим или химическим параметрам определенного полезного эффекта. Конечный приспособительный эффе ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта