Ценностные и смысложизненные ориентации старших подростков, проживающих в условиях детского дома

Психология » Анализ феномена нравственных и смысложизненных ориентаций старших подростков » Ценностные и смысложизненные ориентации старших подростков, проживающих в условиях детского дома

Страница 1

В подростковом и юношеском возрасте большое значение имеют отношения с противоположным полом. В этот период жизни, когда чувства так остры, а потребность в любви так сильна, взрослому ребенку очень важно иметь спокойные, стабильные привязанности в кругу семьи. Ему (или ей) очень важно знать, что его кто-то любит, кому-то он нужен такой, какой он есть. В противном случае ребенок в поисках любви может кинуться в водоворот случайных, поверхностных отношений. К сожалению, воспитанники детских домов, испытывая острую, мучительную потребность хоть в каком-то подобии любви, зачастую совершают в юности нелепые и чреватые последствиями ошибки.

Проведённые исследования в данной области показывают, что осмысленность жизни (тест СЖО Д.А. Леонтьева) у проживающих в детском доме подростков меньше. Они менее удовлетворены прошлым этапом в жизни и процесс жизни воспринимают менее интересным по сравнению со сверстниками. Но целевая ориентация у них снижена меньше. Локус контроля – Я и локус контроля - жизнь имеют более низкий показатель, т.е. они меньшей верят в возможность добиться своих целей в жизни, отчасти фаталистичны. Наиболее важными терминальными жизненными ценностями для них являются здоровье, любовь, развитие, интересная работа. Меньше всего их привлекают творчество, общественное признание, активная деятельная жизнь. Для школьников - это уверенность в себе, любовь, творчество, счастливая семейная жизнь, а не важными являются - здоровье, развлечения, жизненная мудрость, счастье других, развитие. Т.е. по ценностным ориентациям – здоровье, творчество, развитие, уверенность в себе и активная деятельная жизнь - различия наиболее выражены. Учащиеся в интернате подростки считают, что смогут достичь своих целей с помощью честности, образованности, воспитанности, независимости, для школьников таковыми являются эффективность в делах, широта взглядов, независимость, самоконтроль. Наибольшие различия в способах достижения целей подростков проявляются в честности, образованности, широте взглядов [12, с. 122-124].

В структурах смысложизненных ориентаций в ситуации субъективации жизненных целей мы наблюдаем следующие различия. В актуальной жизненной ситуации учащихся интерната структура смысложизненных ориентаций отличается незначительно: СЖО на самореализацию чуть ниже, на гедонизм чуть больше, а на частную жизнь чуть ниже. То, что эти смысложизненные ориентации для них главнее – это социально-типично. В заданной идеальной ситуации структуры СЖО мало отличаются, главными являются СЖО на гедонизм и частную жизнь. Причем, стремление к удовольствию представлено преимущественно целями, способствующими расширению социальных контактов и впечатлений («поехать на скоростной электричке», отдохнуть на курорте в Сочи»). В заданной ситуации экзистенциальной фрустрации подростки пытаются в рамках смысложизненных ориентаций на гедонизм успеть реализовать те цели, которые еще не осуществились («последний раз хорошо покушать», «сходить в компьютерный клуб»), часто это решается деструктивно («врезался в поезд и взорвался», «работал бы охранником и меня убили»). Деструктивность у школьников не присутствует, а гедонизм менее выражен. Ситуация активизации субъектности свидетельствует, что для учащихся интерната самой важной является все же ориентация на самореализацию. Для школьников это важно, но не в такой мере. Очень значительные различия в показателях ориентации на гедонизм. У подростков из детского дома они выше. В отличие от школьников в структуре смысложизненных ориентаций учащихся интерната присутствуют ориентации на стабильность и деструктивность. Вероятно, сильно выраженная социальная депривация способствует этому.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Причины супружеских конфликтов
Одним из самых распространенных подходов к анализу причин межличностных конфликтов, в частности супружеских конфликтов, является подход, который исходит из того, что конфликт между супругами возникает из-за неудовлетворенности определенны ...

Культурный контекст
Каждое общество ценит определённые личностные качества выше других, и дети усваивают эти ценности благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быт ...

Асимметрия полушарий
Физическая симметрия мозга не означает, что правая и левая стороны равноценны во всех отношениях. Достаточно обратить внимание на действия ваших двух рук, чтобы увидеть начальные признаки функциональной асимметрии. Лишь очень немногие лю ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта