Агрессивность в подростковом возрасте

Психология » Анализ агрессивности у детей при переходе из начальной школы в среднюю и её соотношение с мотивацией учебной деятельности » Агрессивность в подростковом возрасте

Страница 2

(М.В. Ермолаева, 2003). Несмотря на то, что некоторые мысли 3. Фрейда о взаимодействии сексуального и агрессивного начала в детстве не получили окончательного экспериментального подтверждения, сама связь секса и агрессии у большинства ученых не вызывает сомнения. Кроме того, как отмечает Д.И. Фельдштейн, психоаналитическое направление оказало влияние на последующую активизацию исследований взаимоотношений подростков с родителями, их эмоциональной эмансипации и т.д. (31). Проблемы родительско-детских отношений и подростковой эмансипации детально изучались и отечественными, и зарубежными авторами. Вместе с тем, очевидно, психосексуальное развитие подростков оказывает влияние на возрастную динамику агрессивности. Во-первых, как показали еще исследования А. Бандуры (Бандура, Уолтерс, 1999) восприятие стимулов, имеющих сексуально насыщенное содержание, становится побудителем агрессивного поведения. Очевидно, что один из способов подтверждения подросткового чувства взрослости – вовлеченность в сексуальные отношения. Однако, очевидно, эта возможность оказывается для большинства подростков недоступной, что, очевидно, увеличивает переживание фрустрации. В свою очередь, это может привести к росту агрессии.

В младшем школьном возрасте агрессия чаше проявляется по отношению к более слабым ("выбранной жертве") ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк. Проявление агрессивного поведения школьников друг к другу в ряде случаев становится серьезной проблемой. Резко негативная реакция учителей и родителей на подобное поведение зачастую не только не уменьшает агрессивности детей, но, напротив, усиливает ее, поскольку служит косвенным доказательством силы и независимости последних. Тем не менее, именно учитель, его авторитет и умение открыто выражать свое отношение к агрессивному поведению побуждают детей выбирать более социально одобряемые формы поведения.

Инициаторами агрессии в младшем школьном возрасте являются уже не отдельные личности, а группировки ребят, агрессивное поведение становится все более организованным, Инструментальная агрессия постепенно сменяется конструктивными способами достижения цели, а враждебная деструктивность - желание причинить оппонентам вред и получить от этого удовольствие - остается неизменной. Что происходит с агрессией и агрессивностью при переходе из начальной школы в среднюю?

В работах отечественных авторов, которые рассматривали подростковый возраст с точки зрения культурно-исторической и деятельностной теорий, отмечено, что социальная ситуация развития сопровождается фрустрацией многих мотивов личности, которые характерны для младшего подросткового возраста. Л.И. Божович (2008) во многих своих работах подчеркивала, что для данного возраста характерно «чувство взрослости», проявляющееся, в частности, в желании подростка признания своей взрослости взрослыми людьми. Однако эта потребность оказывается фрустрирована, что не может не отразиться на возрастании агрессивности.

Отмечено, что развитие потребности в самопознании сопровождается переживанием фрустрации в силу недостаточности развития средств для познания себя. Очевидно также, что резкое изменение социальной ситуации развития при переходе в среднюю школу может, в силу ломки сложившихся отношений «учитель – ученик», вызывать сильные негативные переживания. В литературе по психологии развития отмечается, что многие школьники испытывают сильные тревожные переживания при переходе из начальной школы в среднюю (Л.Ф. Обухова, 2006, А.М. Прихожан, 2000, Е.Е. Сапогова, 2001). Подобные переживания сказываются и на мотивации учебной деятельности, о которой следует сказать отдельно.

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Типология субъектной регуляции личности
Интерес к проблеме психической субъектной регуляции возрос за последние годы, о чем свидетельствует тот факт, что к феномену и понятию субъектной регуляции обращаются в своих исследованиях представители самых разных психологических дисцип ...

Этиология, патогенез детского аутизма
В настоящее время большинство авторов полагают, что РДА является следствием особой патологии, в основе которой лежит именно недостаточность ЦНС. Был, выдвинут целый ряд гипотез о характере этой недостаточности, ее возможной локализации, о ...

Самооценка и самоотношение
Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются: ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта