На третьей фазе происходит взаимная трансформация личности и группы. В рамках фазы интеграции личности в общности у индивида складываются новообразования личности, которых не было у него и, возможно, нет у других членов группы, которые отвечают необходимости и потребности группового развития и собственной потребности индивида осуществить значимый вклад в жизнь группы.
Если человеку не удается полностью преодолеть трудности адаптационного периода в устойчиво значимой для него среде и вступить во вторую фазу развития, у него будут складываться качества конформности, зависимости, безынициативности, появится робость, неуверенность в себе и в своих возможностях. Если при нахождении в фазе индивидуализации человек обеспечивает свое бытие в членах значимой для него общности, предъявляет группе свои индивидуальные отличия, которые те отвергают как несоответствующие потребностям общности, то это способствует развитию у индивида таких личностных новообразований, как негативизм, агрессивности, подозрительности, завышенной самооценки. При условии успешного прохождения фазы интеграции у индивида формируется коллективизм как качество личности. Индивидуально-типическое существует в личности как социально-психологическое.
Е.С. Кузьмин считает, что важно изучать особенности личности через ее отношения с другими людьми с целью определения поведения, образа мыслей и переживаний человека. Взаимное оценивание и взаимная ориентировка, познавательные характеристики общения личности так же составляют важный момент эффективной деятельности человека. Качества людей часто складываются на их взаимной ориентировке. Велико влияние на отношение к личности ее «веса», «места» в общении, в ближайшем окружении. Некоторые люди – «звезды» – популярны, авторитетны, их часто избирают, к ним питают симпатии, они пользуются признанием, уважением. Такие люди – центр связей и взаимного общения. Положение «звезд» зависит преимущественно от социально- психологических причин. В противоположность «звездам», «отвергнутые» в невыгодном положении, что часто может осложнить адаптацию к новым условиям жизни. Но между «звездой» и «отвергнутым» человеком находятся степени различного положения личности в системе общения: популярные, принятые, находящиеся на среднем уровне, изолированные. Общее самочувствие личности и процесс ее адаптации к изменившимся условиям окружающей среды существенно зависят от ее статуса в системе общения. Так, М.М. Врублевска к личностным критериям оценки успешности адаптации относит следующие: ценностные ориентации, самооценку, тревожность, мотивацию учения, принятие взрослых (классного руководителя), принятие сверстниками [7]. Становится понятным, почему инерция первых впечатлений может помешать правильно относиться к людям и насколько опасно сохранение симпатии или антипатии надолго, хотя учащийся может изменяться, становиться лучше или хуже. Такие стереотипы восприятия могут в значительной мере затруднить процесс адаптации первоклассников.
Информация по теме:
Высшие психические функции, обусловленные преимущественно работой левого
полушария
Результаты множества исследований функциональной роли левого полушария показывают, что работой преимущественно левого полушария (у правшей) обусловлены прежде всего такие функции, как речь, словесно-логическое абстрактное мышление, а такж ...
Первые достижения физиологии в связи с психологией
Наиболее значимое влияние физиология начала оказывать на психологию с проведением первых исследований процессов ощущения и восприятия, которые начались с изучения человеческих органов чувств — тех физиологических механизмов, с помощью кот ...
Семейные факторы житейской психологии
С точки зрения обыденного сознания для понимания семейных отношений вполне хватает здравого смысла и «богатого» жизненного опыта. Ю.Б. Гиппенрейтер подчеркивает, что источник житейской психологии — индивидуальный опыт — случаен, интуитиве ...