Механизмы адаптации

Психология » Работа психолога на этапе адаптации первоклассников к школе » Механизмы адаптации

Страница 1

Р.В. Овчарова определяет поведение как «совокупность конкретных, в данный момент протекающих деятельностей» и говорит о том, что поведение может быть названо адаптивным, если « посредством его получен целесообразный, полезный результат» (21,22,). Достижение результата, по ее словам, становится возможным, если составляющие поведение деятельности соответствуют условиям, в которых поведение осуществляется. Основными механизмами поведения, а, следовательно, и адаптации являются, с точки зрения Р.В. Овчаровой, следующие:

I. Механизмы процесса отражения, задающие ориентировку человека в среде и ситуации.

II. Механизмы действия субъекта в реальных, адекватно отраженных условиях.

III. Механизмы эмоциональной регуляции поведения.

С каждым из трех механизмов функционируют механизмы речевого опосредования и памяти. Р.В. Овчарова так же отмечает, что с точки зрения уровневой организации поведения, механизмы отражения выступают в виде процессов восприятия, ощущения, мышления; механизмы действия – в виде движений, навыков, тактик, программ или стратегий; механизмы эмоциональной регуляции – в виде непосредственных переживаний и чувств.

Т.В. Дорожевец говорит о том, что «адекватная психологическая адаптация подразумевает хорошую приспособляемость к неблагоприятным социальным условиям, а неадекватная – выражается в невротических конфликтах, асоциальном поведении, плохой социальной приспособляемости, повышенной эмоциональной уязвимости» [9,с.48]. Этот автор видит в основе процесса адаптации в социальной среде два противоположно направленных процесса:

a) изменение личностью среды в сторону увеличения соответствия последней своим потребностям;

b) изменения самой личности, которые соответствуют требованиям среды.

Это соответствует теоретическим положениям Ж. Пиаже, который рассматривал адаптацию и в биологии, и в психологии как единство противоположно направленных тенденций – аккомодации и ассимиляции [1, 2,]. Аккомодация обеспечивает модификацию функционирования организма или действий субъекта в соответствии со свойствами среды. Ассимиляция же изменяет те или иные компоненты этой среды, перерабатывая их согласно структуре организма или включая в схему поведения субъекта. Эти процессы тесно связаны между собой и опосредуют друг друга. Т.В. Дорожевец утверждает, что дезадаптация может быть результатом преобладания одного из стилей приспособления (аккомодации или ассимиляции) [9]. Следовательно, полноценная адаптация возможна лишь в случае гармоничного сочетания аккомодации и ассимиляции. Стиль приспособления, по мнению того же автора, не изменяется при переходе из одной социальной ситуации развития в другую, что говорит об устойчивости форм адаптации на разных этапах психического развития. Этот подход, с точки зрения Т.В. Дорожевец, дает основание рассматривать адаптационный стиль как относительно устойчивую индивидуально-психологическую особенность личности, что ставит его в один ряд с другими стилевыми характеристиками личности (например, «когнитивный стиль», «индивидуальный стиль деятельности»). Дети с эффективным стилем адаптации (гармония ассимиляции и аккомодации) приобретают позитивный опыт совладения с травматической ситуацией, что делает их более устойчивыми к дальнейшим невзгодам (подтверждение концепции устойчивости). А дети с преобладанием ассимиляционной или аккомодационной тенденции, т.е. неэффективным адаптационным стилем, с каждым новым кризисом становятся менее эффективными при совладении с последующими травматическими событиями (концепция уязвимости).

Важнейшим механизмом формирования личностной устойчивости к стрессу является мобилизация внутренних механизмов совладения с негативными эмоциональными переживаниями. Гармоничное сочетание ассимиляционных и аккомодационных тенденций в процессе преодоления кризисного события – открывает для ребенка, по мнению Т.В. Дорожевец, возможность обращения к личным внутренним ресурсам. Это, в свою очередь, усиливает у ребенка чувство контроля над событием и повышает его самооценку, тем самым, помогая успешно справиться с кризисом, т.е. благополучно адаптироваться.

Некоторые авторы утверждают, что человек проходит три фазы своего становления как личности [34]. В результате у индивида возникают соответствующие личностные новообразования.

На первой фазе происходит усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Возникает необходимость быть как все, что достигается за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий при возможной иллюзии растворения в общности. Это стадия адаптации.

На второй фазе, которая является фазой индивидуализации, происходит противоречие между достигнутым результатом адаптации – тем, что он стал таким, как все в группе. Происходит поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Характеристика метода беседы в психологии
Беседа — это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонн ...

Цели и задачи психологии спорта
Основные цели психологии спорта – изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, а также разработка психологически обоснованных метод ...

Патология чувств
К патологии чувств относятся следующие: Адинамия (др. - греч. ἀδυναμία - бессилие) - резкий упадок сил, мышечная слабость, сопровождающаяся значительным уменьшением или полным прекращением двигат ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта