В заключении можно сделать вывод о том, что каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем. Достойное выполнение профессионального педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств.
Во-первых, следует объективно оценивать собственные возможности, знать свои слабые и сильные стороны, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т.д.). Например, такое позитивное профессиональное качество, как умение человека адекватно оценивать и корректировать свое поведение, есть одна из предпосылок адекватного воздействия на других людей. Формирование этого качества требует от будущего педагога развития рефлексивного мышления, высокого уровня познавательной активности и волевой саморегуляции.
Во-вторых, будущий педагог должен овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения и педагогического общения в частности. Педагог — это образец, которому сознательно, а чаще неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что делает учитель. Соответственно отрефлексированный и корректируемый образ «Я» студента — будущего педагога требует постоянного личностного, коммуникативного и профессионального тренинга.
В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего ученика как «Другого». Ученик должен быть понят педагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок; это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения, общения.
В-четвертых, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение, т.е. «фасилитатора». Это обязывает студента — будущего педагога развивать свои организаторские, коммуникативные способности для того, чтобы уметь управлять процессом усвоения учениками знаний, включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его участников. Развитие таких профессиональных умений предполагает не только глубокие психолого-педагогические знания, но и постоянный, систематический профессиональный тренинг студентов.
Таким образом, профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими постулатами — заповедями его психолого-педагогической деятельности:
— уважай в ученике Человека, Личность (что является конкретизацией золотого правила древности — относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);
— постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, «умственный аппетит» у других);
— передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.
Эти постулаты суть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика.
[1] Зимняя, И.А. Педагогическая психология. М., 2009. – С. 28.
[2] Давыдов, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск, 2008. – С. 72.
[3] Петрушин, В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М., 2007. – С. 43.
[4] Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. Гамезо М.В. М., 2007. – С. 158.
[5] Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М., 2009. – С. 217.
[6] Скок, Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М., 2007. – С. 74.
[7] Там же. – С. 75.
[8] Стоунс, Э. Психопедагогика. М., 2008. – С. 169.
[9] Хрестоматия по курсу педагогической психологии. Вологда, 2009. – С. 417.
[10] Немов, Р.С. Психология образования. М., 2004. – С. 37.
[11] Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. М., 2007. – С. 82.
[12] Якунин, В.А. Педагогическая психология. СПб., 2008. – с. 271.
Информация по теме:
Особенности социализации детей с синдромом Дауна
Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психическ ...
Развитие восприятия в старшем дошкольном возрасте
недоразвитие речь восприятие дошкольный
Исследуя развитие восприятия у детей дошкольного возраста, ученые приходят к выводу о том, что в данном возрасте эта форма чувственного познания действительности имеет ещё более сложные характерист ...
Социально-психологические особенности исполнения наказания в отношении несовершеннолетних
осужденных в МЛС
Основным связывающим звеном между заключенными и внешним миром являются его социальные связи.
Формами поддержания cоциально полезных связей законом являются переписка, отправление и получение денежных переводов, посылок, передач и бандер ...