Особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте

Психология » Особенности межличностных конфликтов младших подростков, обусловленные их личностными характеристиками » Особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте

Страница 2

Таким образом, основные причины нарушений в социальном поведении детей Колберг видит в несформированности морального сознания.

И, тем не менее, роль конфликтов в подростковом возрасте достаточно велика. Как и в любом другом возрасте, конфликты подростков носят как позитивный, так и негативный варианты исхода.

С усложнением системы общественных отношений, с включением индивида в разнообразные общности, потребность в принадлежности к какой-либо группе удовлетворяется только при подчинении разнообразным общественным нормам и предписаниям, удовлетворяя при этом социальные ожидания окружающих. Постепенно на этой основе вырабатывается потребность следовать нормам, обычаям, традициям группы, поскольку в противном случае личность неизбежно вступает в постоянный устойчивый конфликт с окружающими и, в конечном счете, будет отторгнута группами, к которым она принадлежит [25].

Многие подростки испытывают затруднения в контактах со сверстниками и переживают свое одиночество болезненно [27]. Любые трудности в социальной сфере приводят к нарушению деятельности, отношений, порождают негативные эмоции и переживания, вызывают чувство дискомфорта. Всё это может иметь неблагоприятные последствия для развития личности ребенка [1, с. 124].

Однако, наряду с деструктивными функциями, к которым можно отнести снижение эффективности совместной деятельности, негативное развитие межличностных отношений, ухудшение внутригрупповых отношений, межличностный конфликт обладает существенным конструктивным потенциалом [14].

К конструктивным функциям межличностных конфликтов в среде подростков можно отнести следующие:

- межличностный конфликт является важным источником личностного развития, а также развития внутригрупповых отношений;

- межличностные конфликты способны позитивно изменить и расширить сферу и способы межличностного взаимодействия;

- через открытую конфронтацию межличностный конфликт освобождает группу от негативных факторов ее развития;

- межличностный конфликт способствует развитию взаимопонимания между подростками, развивает их социальный интеллект [30].

Более того, позитивный смысл конфликта состоит в раскрытии для самого подростка его собственных возможностей, в активизации личности как субъекта предупреждения, преодоления и разрешения межличностных конфликтов.

Психологический дискомфорт в классе, напряженные взаимоотношения с учителями, а затем и с родителями, способствуют тому, что отрицательные формы поведения закрепляются и могут перейти в черты характера. Кроме того, деформация взаимоотношений с окружающими неизбежно ведет к снижению познавательной активности подростка. Может возникнуть общее негативное отношение к школе и к учебной деятельности вообще [14, с.298].

В оценке младшими подростками сверстников физические недостатки, как считает В. Н. Лозовцева, какие-либо сложности характера или неуспех в учебе отступают на второй план, если они соблюдают коллективные нормы, «кодекс товарищества» [31, с. 26]. Что касается «кодекса товарищества», то В. Н. Лозовцева определяет важнейшие его нормы следующим образом: это равенство, честность, верность, помощь товарищу, уважение [31, с. 30]. Тех, кто не соблюдает этот кодекс, кто не желает вести себя на равных, кто противопоставляет себя коллективу, подростки резко осуждают.

Кроме того, подростки ценят умение постоять за себя. Здесь кроется другая проблема – проблема поведения в конфликте, выборе стратегии поведения. Стремление кого-то из подростков защитить себя с помощью взрослых также вызывает осуждение сверстников.

Большая часть конфликтов среди подростков возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Межличностные конфликты могут возникать между устоявшимся лидером и набирающим авторитет лидера членом микрогруппы. Конфликтные ситуации могут возникать при взаимодействии лидеров микрогрупп, каждый из которых может претендовать на признание его авторитета всем классом. Лидеры могут втягивать в конфликты своих сторонников, расширяя масштабы межличностного конфликта. Конфликтные ситуации между учениками устраняются руководителем класса, который должен найти каждому лидеру свою специфическую сферу лидирования, иногда вместе с родителями.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме исследования
Человек - существо социальное, поэтому он постоянно включается в отношения с другими людьми, вступает в общение. В процессе общения люди постоянно взаимодействуют друг с другом, проявляя свою личность. Личность - высшее интегральное поня ...

Виды ментального тренинга
Аутогенная тренировка (АТ). В основе существующих методов АТ лежит механизм самовнушения (психического самовоздействия), впервые изученный в практических целях французским аптекарем Э. Куэ в начале XX века, впервые примененный во врачебно ...

Гештальт-психологическая теория интеллекта
Одна из первых попыток построения объяснительной модели интеллекта была представлена в гештальт-психологии, в рамках которой природа интеллекта трактовалась в контексте проблемы организации феноменального поля сознания. Предпосылки такого ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта