Особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте

Психология » Особенности межличностных конфликтов младших подростков, обусловленные их личностными характеристиками » Особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте

Страница 1

Анализ онтогенеза конфликтного поведения показывает, что подростковый возраст является наиболее напряженным с точки зрения возникновения межличностных конфликтов. Повышенная конфликтность подростков во многом определяется особенностями и значением подросткового возраста в развитии личности.

Р. Бенедикт основную причину кризисности подросткового возраста видела в различиях норм поведения для взрослых и детей. Согласно ее точке зрения, причина конфликтов в подростковом возрасте - неразвитость детских форм поведения [6].

По мнению психологов психоаналитического направления, явления подростковой конфликтности неизбежны, поскольку попытки личности интегрировать новые сексуальные импульсы приводят к внутренним переворотам, личностным нарушениям и снижению социальной адаптации. Для уменьшения негативных последствий столкновения сексуальных импульсов с социальными табу, подросток "использует" механизмы психологической защиты (подавление, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация и сублимация), искажающие восприятие ситуации, что может выступать как один из факторов возникновения межличностных конфликтов.

Кроме того, нужно отметить, что именно психоаналитическому направлению психология подросткового возраста обязана постановкой такой важной проблемы, как генезис общения. Психическое развитие, по мнению Г.С. Салливена, означает прохождение ребенком ряда стадий, определяемых развитием потребности в межличностных отношениях. Динамика поведения индивида определяется двумя тенденциями: избеганием ситуации одиночества и уклонением от вызывающих тревожность межличностных отношений. В связи с этим различные формы конфликтного поведения у подростков связаны с нарушениями постадийного развития потребности в межличностных отношениях. Основные причины этих нарушений Салливен видит в неблагоприятных социальных обстоятельствах, приводящих к нарушениям в личностной сфере.

Таким образом, в генезисе конфликтных форм поведения в подростковом возрасте в рамках психоаналитического направления подчеркивается особая роль сексуальной мотивации, защитных механизмов и особенностей развития потребности в межличностных отношениях[6].

К. Левин в трактовке феноменов подросткового возраста исходил из своей теории поля. Это обусловило выделение им в качестве основной характеристики этого возрастного периода своеобразный "когнитивный дисбаланс", вызываемый изменением групповой принадлежности в связи с переходом из сообщества детей в сообщество взрослых. Сообщество взрослых, по мнению К. Левина, выступает для подростка как незнакомая область жизненного пространства, область, когнитивно - неструктурированная, в которой подросток не может различать четкие, дифференцируемые области. В связи с этим причину конфликтного поведения подростков он видел в отсутствии ясности: подросток не уверен в том, правильно ли он поступает, поскольку находится в незнакомом окружении. Эта неуверенность возрастает, если ребенка держали в неведении относительно взрослого мира[3].

Последний тезис относительно негативных последствий отсутствия у подростка представлений о нормах взрослой жизни имеет, с точки зрения изучения межличностных конфликтов подростков, весьма важное значение. Ссылаясь на него, мы позволим себе утверждать, что стремление обеспечить подросткам бесконфликтное существование, оградить их от возможных межличностных конфликтов в своей возрастной среде и на уровне «подросток – взрослый», психологически безосновательны и педагогически опасны. Проектируя бесконфликтную педагогическую среду, мы лишаем подростка возможности, говоря словами Е.А. Климова, «прощупать, прогнозировать, узнать и всесторонне понять разные варианты эмоционального и практического реагирования на ход событий , обрести ориентировку»[23, с. 52].

Л. Колберг, анализируя особенности социального поведения подростков, особую роль отводит генезису морального сознания, которое, по его мнению, является не столько результатом усвоения внешних правил поведения, сколько процессом преобразования и внутренней организации норм и правил, предъявляемых обществом [28].

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Я-концепция личности
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общ ...

Формирование научной медицины
Период развития научной медицины укладывается всего в несколько столетий. Это понятие еще более узкое, хотя интернациональность, динамичность и обоснованность научных методов открывают перед человечеством широкие перспективы. В настоящее ...

Понятие и виды способностей
Большое внимание изучению способностей уделял советский психолог Борис Михайлович Теплов. Согласно его определению, способности – это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённо ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта