Заключение

Психология » Особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи » Заключение

Страница 1

Объектом нашего исследования выступило восприятие у детей старшего дошкольного возраста. Предметом исследования – восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Целью работы было выделение и описание на основе анализа литературных источников особенностей восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для реализации данной цели нами были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать литературные источники по обозначенной теме.

2. На основе анализа теоретического материала выделить и описать особенности восприятия у старших дошкольников.

3. Выделить и описать особенности восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

4. Подобрать наиболее эффективные, оптимальные методики для изучения особенностей восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Решая первую задачу, мы описали различные теоретические подходы в зарубежной и отечественной психологии к рассмотрению проблемы восприятия. В зарубежной психологии первыми описали свойства и закономерности восприятия гештальтисты. Желая создать более обобщенную теорию когнитивная психология стала проводить исследования восприятия. Отечественная психология подвергла критике зарубежные теории и представила свое понимание восприятия с точки зрения деятельностного подхода.

Решая вторую задачу, мы выделили следующие особенности восприятия у старших дошкольников.

На протяжении дошкольного возраста ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. К пяти годам ребенок легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. Так, ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности (более светлый, более темный), о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными, и резкими, контрастными, сочетаниями цветов.

Система мер (миллиметр, сантиметр, метр, километр) и способы их использования, как правило, в дошкольном возрасте еще не усваиваются. В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами.

В дошкольном детстве совершенствуется восприятие пространства. Если в три-четыре года для ребенка точкой отсчета является свое тело, то к шести-семи годам дети научаются ориентироваться в пространстве независимо от собственной позиции, умеют менять точки отсчета.

Гораздо сложнее ребенку дается восприятие времени. Время текуче, оно не имеет наглядной формы, любые действия происходят не со временем, а во времени. Ребенок может запомнить условные обозначения и меры времени (минута, час, завтра, позавчера и т.п.), но не всегда умеет употреблять их верно, так как эти обозначения имеют условный и относительный характер.

Старшие дошкольники активно входят в мир художественного творчества. Восприятие художественных произведений – это единство познания и переживания. Ребенок учится не просто фиксировать то, что представлено в художественном произведении, но и воспринимать чувства, которые хотел передать его автор.

В дошкольном возрасте развивается восприятие сказки.

Особенности восприятия ребенком окружающих людей проявляются и в его оценочных суждениях. Наиболее яркую оценку дети дают тем взрослым, к которым испытывают привязанность. Восприятие детьми друг друга зависит от того, насколько популярен или же отвержен ребенок в детском сообществе. Если оценочные суждения об окружающих людях младшего дошкольника, как правило, недифференцированны, неустойчивы, изменчивы, то к шести-семи годам они становятся более полными, развернутыми, адекватными. По мере взросления дети все чаще воспринимают не столько внешние, сколько внутренние личностные качества других людей.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Связь одаренности и способностей
В результате исторического развития человека дифференцируются специальные способности к различным видам деятельности и общая способность. Общую способность часто обозначают термином "одаренность"; в зарубежной литературе ее обы ...

История исследования проблемы деформации личности в экстремальных условиях
Исследуемая проблема специфики деятельности в уголовно-исполнительной системе (УИС) и деформации личности тюремного персонала рассматривалась в работах многих психологов, был проведен ряд исследований по данной теме. Положения и должностн ...

Субъективные факторы существования асоциальной субкультуры
Криминальная субкультура как и любая культура по своей сущности агрессивна. Она вторгается в культуру официальную, взламывая ее, девальвируя ее ценности и нормы, насаждая в ней свои правила, атрибутику. Носителями криминальной субкультуры ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта