Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий (Н. В. Кузьмина, В. А. Кан-Калик) [8]:
1. временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;
2. сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;
3. отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;
атмосфера публичного выступления;
4. необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.
В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.
Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее решение, специально подобранных задач, направленных на развитие тех или иных структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), является важнейшим условием развития творческого потенциала личности педагога.
Часто сферу проявления творчества педагога непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности. В сфере личности педагогическое творчество проявляется бак самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.
Таким образом, проблема развития воображения педагогов в профессиональной деятельности прежде всего заключается в создании психологических условий этого развития.
Информация по теме:
Виды внутриличностных конфликтов
В большинстве теоретических концепций представлен один или несколько видов внутриличносного конфликта. В психоанализе центральное место занимают конфликты между потребностями личности, а также между потребностями и социальными нормами. В ...
Понятие "школьной зрелости". Готовность к
школе
В последнее время дошкольное обучение характеризует исключительно интеллектуалистический подход. Ребенка учат читать, писать, считать. Однако можно уметь все это делать, но не быть готовым к школьному обучению. Готовность определяется тем ...
Психологическое развитие воображения педагогов в
процессе профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема
Рассмотрение проблемы психологического развития воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности, прежде всего, требует от нас: во-первых, раскрытия понятия "воображение"; во-вторых, рассмотрения роли воображения в ...