Агрессивность как показатель маскулинности

Психология » Влияние гендерных особенностей старшеклассников на проявление агрессивности и стили разрешения конфликтов » Агрессивность как показатель маскулинности

Страница 1

Предпринимались множественные попытки объяснить эмпирические наблюдения эмоциональности мужчин и женщин в рамках различных теоретических подходов и направлений.

Существует важнейшая сфера эмоциональности, один из аспектов которой отражается в гендерных различиях – это агрессия. В психологии этот сложный вопрос относят не только к сфере эмоций, но и к поведению человека. Обычно агрессию определяют как физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда и боли.

Для установленных явлений гендерных различий в агрессии, как и в других случаях, используют чаще всего две модели - биологическую и социокультурную.

Принято считать, что более высокая концентрация тестостерона у мужчин стимулирует их агрессивность, а пролактина у женщин – их большую склонность к слезам.

Согласно биологической модели, считается, что гендерные различия в агрессии обусловлены генетическими факторами. Для мужчин характерен более высокий уровень физической агрессии, потому что в прошлом подобное поведение давало им возможность передавать свои гены следующему поколению. Результатом такого естественного отбора, связанного с воспроизводством явилось то, что нынешние мужчины более склонны к физической агрессии и демонстрации механизмов, связанных с подобным поведением.

Представители биологического подхода так же объясняют различия разного проявления агрессии у мужчин и женщин различным набором хромосом.

Существуют два варианта гипотезы о влиянии хромосом на половые различия в агрессивном поведении: 1) гипотеза линии У-хромосомы утверждает, что наличие «линии» У- хромосомы у мужчин может привести к более выраженному проявлению агрессивности в поведении; 2) гипотеза линии Х-хромосомы настаивает на том, что наличие «линии» Х – хромосомы у женщин приводит к сравнительно менее выраженному проявлению той же агрессивности. Как заявляет Мейер-Бальбург: «Чем больше в генотипе Х-материала, тем слабее развивается агрессия, чем больше У-материала, тем сильнее проявляется агрессия».

В работе И.С.Кона «Психология половых различий» так же был рассмотрен вопрос о разных подходах к этой проблеме. Он рассматривал эту проблему исходя из результата сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания.

Первичное звено этого длинного эволюционного ряда – хромосомный или генетический пол, определяющий будущую генетическую программу организма, в частности дифференциацию его половых желез. Первоначальные зародышевые не дифференцированы по полу. Но затем Н-У антиген характерный для мужских клеток и делающий их психологически несовместимыми с иммунологической системой женского организма, программирует превращение зачаточных гонад мужского пола в семенники, которые вскоре начинают продуцировать мужские гормоны (андрогены). Гормональный пол зародыша определяет дифференциацию внутренних репродуктивных органов (внутренний морфологический пол) и наружных гениталий (внешний морфологический пол и генитальная внешность), а так же особых нервных механизмов так называемых нервных механизмов, так называемых «половых центров», которые в дальнейшем регулируют полодиморфическое маскулинное или фемининное поведение особи». Гипоталамус, где расположены половые центры, не только дифференцируется под влиянием зародышевых гормонов, но и сам является психоэндокринным органом: его программа, ориентированная на мужское или женское поведение, определяет характер его реакции на половые гормоны пубертатного периода, а эта реакция вызывает полодиморфическое поведение.

В поступательном онтогенезе биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. Генитальная внешность задает определенную программу взрослым, детерминируя определение акушерского пола новорожденного, что в свою очередь сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, он должен воспитываться. Эта половая социализация, обучение ребенка половой роли, всегда производятся от норм и обычаев соответствующего общества, культуры.

Многообразие гендерных ролей в различных культурах и в разные эпохи свидетельствует в пользу того, что наши гендерные роли действительно формируются культурой.

Что же касается агрессии, то свежие данные свидетельствуют о том, что мужчины и женщины придерживаются противоположных социальных представлений – противоположных моделей и теорий о функциях – об агрессии. Более того, женщины рассматривают агрессию как экспрессию – как средство выражения гнева и снятия стресса путем высвобождения агрессивной энергии. Мужчины же, напротив, относятся к агрессии как к инструменту, считая ее моделью поведения, к которому прибегают для получения разнообразного социального и материального вознаграждения.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Готовность к браку
Современное супружество предъявляет более сложные требования к личностному взаимодействию членов семьи. Оно не преподносится супругам в готовом, улучшенном виде, а задается им как задача, требующая больших личностных усилий, готовности и ...

Деятельность Ю.В. Котеловой
Котелова Юлия Владимировна (1903—1980) — российский психолог, кандидат биологических наук (1951), доцент, специалист в области психологии труда. Закончила педологический факультет 2-го МГУ (1929), физико-математическое отделение Государст ...

Формирование характера
В характере тесно переплетены положительные и отрицательные качества. С правдивостью может уживаться нечестность, с аккуратностью — безалаберность. Наверное, нет людей, которые не имели бы отрицательных качеств. Но от самого человека зави ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта