Совершенствование сферы обслуживания

Психология » Психологическая наука и общественная практика » Совершенствование сферы обслуживания

Человек включен не только в процессы производства. Он включен также в процессы распределения продуктов труда и их потребления (общественного и индивидуального).

Система процессов распределения и потребления образует особую относительно самостоятельную область общественной жизни – сферу обслуживания. Сфера обслуживания – это сфера работы с людьми и потому имеет сильный психологический аспект, требующий специального изучения. Отметим некоторые проблемы в этой области, имеющие большое практическое значение.

К таким проблемам относятся проблема спроса и неразрывно связанная с ней проблема потребностей. Понятно, что их разработка предполагает совместные усилия ряда наук, прежде всего экономики, социологии и психологии. Экономика и социология исследуют развитие человеческих потребностей (и соответственно спроса), имея в виду большие группы людей и общество в целом. Они имеют дело с макромасштабным рассмотрением потребностей.

Но, как известно, потребности варьируют от одной общности людей к другой, от культуры к культуре, от индивида к индивиду. Это создает необходимость дополнить макромасштабный анализ общей картины развития потребностей анализом тех микропроцессов, в которых отражаются исторически обусловленные изменения потребностей и из которых эти изменения складываются. Именно эти микропроцессы находятся в центре внимания психологии. Но, исследуя их, психология стремится вскрыть те общие законы, которым подчиняется развитие потребностей индивида, и понять их обусловленность законами развития общества. Психология исследует также законы развития потребностей общностей разного уровня, особенно малых групп и коллективов.

Каким законам подчиняется развитие потребностей индивида (и группы людей)? Чем определяется их специфически индивидуальное сочетание? Каковы формы проявления потребностей в повседневной жизни? Какую роль играют потребности в детерминации поведения индивидов и групп людей? Эти и ряд других вопросов и составляют предмет психологического исследования.

Большое значение для решения задач, возникающих в сфере обслуживания, имеет исследование соотношений между потребностями, интересами и вкусами людей. Серьезного внимания заслуживает и такое социально-психологическое явление, как мода, связанная с действием механизмов подражания и контрподражания.

Психологические исследования в сфере обслуживания, которые включают ряд дисциплин, могут оказать существенную помощь в повышении ее общей культуры.

Информация по теме:

Психотерапия в рамках трансперсональной психологии
Трансперсональная психология на сегодняшний день представляет собой одно из направлений психологии, в рамках которого в определенной степени происходит развитие и качественное преобразование идей и концепций многих школ: психоанализа, гум ...

Патология чувств
К патологии чувств относятся следующие: Адинамия (др. - греч. ἀδυναμία - бессилие) - резкий упадок сил, мышечная слабость, сопровождающаяся значительным уменьшением или полным прекращением двигат ...

Влияние когнитивных процессов
То, что дети думают об агрессии, также может влиять на их поведение. Различия в уровнях детской агрессивности могут быть связаны с различными путями познания ребенком окружающего мира. Рассмотрим модель агрессивного поведения по Джоджу и ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта