Человек включен не только в процессы производства. Он включен также в процессы распределения продуктов труда и их потребления (общественного и индивидуального).
Система процессов распределения и потребления образует особую относительно самостоятельную область общественной жизни – сферу обслуживания. Сфера обслуживания – это сфера работы с людьми и потому имеет сильный психологический аспект, требующий специального изучения. Отметим некоторые проблемы в этой области, имеющие большое практическое значение.
К таким проблемам относятся проблема спроса и неразрывно связанная с ней проблема потребностей. Понятно, что их разработка предполагает совместные усилия ряда наук, прежде всего экономики, социологии и психологии. Экономика и социология исследуют развитие человеческих потребностей (и соответственно спроса), имея в виду большие группы людей и общество в целом. Они имеют дело с макромасштабным рассмотрением потребностей.
Но, как известно, потребности варьируют от одной общности людей к другой, от культуры к культуре, от индивида к индивиду. Это создает необходимость дополнить макромасштабный анализ общей картины развития потребностей анализом тех микропроцессов, в которых отражаются исторически обусловленные изменения потребностей и из которых эти изменения складываются. Именно эти микропроцессы находятся в центре внимания психологии. Но, исследуя их, психология стремится вскрыть те общие законы, которым подчиняется развитие потребностей индивида, и понять их обусловленность законами развития общества. Психология исследует также законы развития потребностей общностей разного уровня, особенно малых групп и коллективов.
Каким законам подчиняется развитие потребностей индивида (и группы людей)? Чем определяется их специфически индивидуальное сочетание? Каковы формы проявления потребностей в повседневной жизни? Какую роль играют потребности в детерминации поведения индивидов и групп людей? Эти и ряд других вопросов и составляют предмет психологического исследования.
Большое значение для решения задач, возникающих в сфере обслуживания, имеет исследование соотношений между потребностями, интересами и вкусами людей. Серьезного внимания заслуживает и такое социально-психологическое явление, как мода, связанная с действием механизмов подражания и контрподражания.
Психологические исследования в сфере обслуживания, которые включают ряд дисциплин, могут оказать существенную помощь в повышении ее общей культуры.
Информация по теме:
Первые достижения физиологии в связи с психологией
Наиболее значимое влияние физиология начала оказывать на психологию с проведением первых исследований процессов ощущения и восприятия, которые начались с изучения человеческих органов чувств — тех физиологических механизмов, с помощью кот ...
Классификация стратегий
Существуют разнообразные виды копинг-стратегий, которые определяются спецификой стрессогенных ситуаций и индивидуальными характеристиками человека, особенностями его когнитивного реагирования и поведения в стрессовой ситуации. Были предпр ...
Понятие о психопатии и нарушениях развития у детей
Психопатия – это патологический склад характера, выражающийся в неуравновешенности поведения, плохой приспособляемости к изменчивым условиям внешней среды, неумении подчиняться требованиям, исходящим извне, в повышенной реактивности.[1]
...