Заключение

Психология » Психологическая защита при разрешении внутриличностных конфликтов » Заключение

Завершение научно-исследовательской работы предполагает обобщающую формулировку полученных в ходе ее проведения выводов.

Данный эксперимент предоставил возможность научно и творчески подойти к изучению проблемы внутриличностных конфликтов, которая, как и множество других проблем психологической науки носит дискуссионный характер и не имеет равнозначного ответа на вопрос о причинах возникновения, особенностях протекания и механизмах разрешения интрапсихических конфликтов.

При ознакомлении с теоретическими основами феномена внутриличностных конфликтов было отмечено, что данный вид конфликта есть психоэмоциональное переживание, и переживание достаточно сильное, вызываемое несогласованностью внутренних стремлений (мотивов, потребностей, интересов, желаний) личности. Подобная несогласованность выражена в столкновении противоположных тенденций, затрудняет принятие решения и разрушает цельность «Я». Интрапсихические конфликты дифференцируются на несколько видов, имеют внешние и внутренние причины своего появления, особенности переживания, а также вызывают различные последствия, которые бывают деструктивными и конструктивными. И механизмы психологической защиты (являющиеся темой изучения данной исследовательской работы) – это способы, посредством которых люди пытаются выйти из состояния внутренней напряженности, конфликтности.

Экспериментальное изучение внутриличностных конфликтов предоставило шанс определить зависимость между использованием личностью психологических защитных механизмов с такими ее особенностями как эмоциональная неустойчивость и внутренняя конфликтность. Было отмечено, что людям с высоким уровнем интрапсихической напряженности и невротизма свойственны механизмы проекции, регрессии и реактивных образований, которые считаются деструктивными способами разрешения внутриличностных конфликтов и не обеспечивают должного снятия тревоги. Поэтому конфликт может вновь возникнуть.

Люди с умеренной и низкой внутренней конфликтностью чаще склонны к более спокойным эмоциональным реакциям, и в качестве способа разрешения своих внутренних конфликтов они предпочитают применение также и других существующих механизмов психологической защиты – вытеснения, отрицания, компенсации, интеллектуализации. Вытеснение тоже один из неконструктивных путей выхода из конфликта, однако подобная психологическая защита выявлена у самого малого процента испытуемых. Касательно двух последних – компенсации и интеллектуализации, то они многими учеными считаются наилучшими механизмами разрешения внутриличностных конфликтов, преобладание которых зафиксировано у сравнительно большего количества эмоционально устойчивых и умеренно внутренне напряженных личностей.

Можно ли считать гипотезу истинной? Однозначно на этот вопрос ответить оказывается не совсем легко, так как исследуемая выборка представлена не столь большим количеством человек, для ее научного подтверждения необходимо привлечь намного больше людей, что в рамках курсовой работы очень затруднительно, скорее даже, невозможно. Однако, если рассуждать об истинности научного предположения в рамках данной работы, то ответ явно близок к положительному. И все же вопрос остается открытым для исследований.

Таким образом, проведение научно-исследовательской работы позволило сопоставить и связать концептуальные взгляды на феномен внутриличностных конфликтов с его экспериментальным изучением.

Информация по теме:

Игровая коррекция страхов
Известно, что игра представляет собой естественный вид творчества детей, в которой моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность. В игре происходит реагирование чувств и желаний, постижение нового опыта ...

Особенности застенчивости детей старшего дошкольного возраста
Проблему застенчивости изучали за рубежом: Д. Болдуин, К. Гросс, Ф. Зимбардо, К. Изард, Д. Б. Уотсон, В Штерн. У нас в стране этим вопросом занимались: Е. И. Гаспарова, А. А. Захаров, Я. Копчак, Ю. М. Орлов, Т. О. Смолева. Исследователе ...

Возможности развития логического запоминания и успешности обучения у детей подросткового возраста
К среднему школьному возрасту ведущая деятельность перестает соответствовать задачам школьного обучения. Или наоборот - задачи школьного обучения перестают соответствовать ведущей деятельности подростков - межличностному общению. Это не о ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта