Психологическая защита при разрешении внутриличностных конфликтов

Психология » Психологическая защита при разрешении внутриличностных конфликтов

Научное изучение внутриличностных конфликтов началось в конце XIX века. Считается, что философы-этики в этом плане опередили психологов, поскольку категория морального внутриличностного конфликта получила уже достаточно солидное отражение в философской литературе. Наличие противоречивых желаний, ценностей, ролей, актуализирующихся и приходящих в столкновение в различных жизненных ситуациях имманентно человеческому бытию. Положение о сложном строении внутреннего мира субъекта, обуславливающем существование разнонаправленных мотивационных, смысловых, эмоциональных и иных тенденций, признается всеми научными направлениями независимо от их частных методологических принципов. Проблемы патологических изменений в психике и организме человека в результате переживания критических ситуаций давно разрабатываются психиатрией и биологией. В психологии в течение XX века накоплен значительный теоретический и эмпирический материал по проблеме интрапсихических или внутриличностных конфликтов, а также продолжает широко разрабатываться в современной психологии.

В течение долгого времени к изучению проблемы внутренних конфликтов обращались многие ученые, выдвигали свои идеи и теории, пытались объяснить природу причин их появления, особенностей течения и способов выхода из конфликта. Одним из первых исследователей феномена внутриличностных конфликтов в научной психологии стал известнейший на весь мир основатель глубинной психологии Зигмунд Фрейд. Также эта проблема в большей или меньшей степени была затронута такими зарубежными психологами как К. Левин, дочь Фрейда А. Фрейд, К. Юнг, гуманисты К. Роджерс и К. Хорни, внесли свой вклад и А. Маслоу и «логотерапевт» Ф. Франкл и др. Из отечественных психологов-ученых, затронувших в своих трудах проблему интрапсихических конфликтов, можно выделить В. Мясищева, В. Мерлина, Н. Левитова, Ф. Василюка. В настоящее время конфликты активно исследуются Т. Титаренко, Н. Гришиной, Ю. Юрловым, а также А. Анцуповым и А. Шипиловым и множеством других. Касательно истории изучения психологических механизмов, находящихся центральным объектом данного исследования, то их действие и особенности также впервые описал З. Фрейд. Продолжили их изучение А. Фрейд, Б. Зейгарник, Е. Романова, В. Каменская. Вопрос о внутренних конфликтах личности теоретически и практически разработан во многих трудах, однако по сей день остается открытым, как и все другие вопросы психологии.

Наша научная работа также предназначена для изучения внутриличностных конфликтов, в связи с чем мы охарактеризуем выборку испытуемых, цель, объект, предмет, гипотезу, задачи и методы данного исследования.

Таким образом, «подопытными» представленного эксперимента стали мужчины и женщины в количестве 25 человек (16 представительниц женского пола и 9 – мужского) в возрасте от 20 до 27 лет.

Цель исследования будет являться изучение особенностей психологической защиты личности при разрешении внутриличностных конфликтов.

В качестве объекта исследования выступят механизмы психологической защиты, в качестве предмета – регрессия и реактивные образования.

Гипотеза исследования звучит следующим образом: психологическая защита в виде механизмов регрессии и реактивных образований проявляется у внутренне напряженных и эмоционально неустойчивых личностей.

Задачи исследования состоят в следующем:

· Изучить современное состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе;

· Исследовать особенности испытуемой группы людей с позиции используемых ими при разрешении внутриличностных конфликтов психологических защит;

· Выяснить наличие либо отсутствие связи между показателями внутренней конфликтности, эмоциональной устойчивости и стратегией выбора защитных механизмов личности.

Методы исследования представлены следующими методиками:

1. Методика «Индекс жизненного стиля» («Life Index Style») Р. Плутчика.

2. Опросник по изучению самоотношений В. В. Столина.

3. Методика диагностики уровня эмоциональной стабильности и нестабильности личности (по Г. Айзенку).

4. Опросник PEN (Ганс и Сибилла Айзенк).

Данная научная работа имеет и свою практическую значимость. В первую очередь, представленная работа содержит теоретический обзор проблемы внутриличностных конфликтов, а также данные, полученные при экспериментальном ее изучении, и привносит совсем небольшой, даже мизерный, но все-таки вклад в психологическую науку. Во-вторых, данное исследование важно и значимо для самого экспериментатора как для будущего психолога, а именно значимо тем, чтобы он полной мере выработал у себя все необходимые навыки для успешного осуществления своей профессиональной деятельности, усовершенствовал владение своими мыслительными операциями, таких как анализ и обобщение, особенно необходимых при работе с большим количеством литературы и интерпретации результатов исследования. Практический этап исследования, как мы убедились, позволит выявить уровень внутренней конфликтности и эмоциональной устойчивости – невротизма у обследуемых людей, и предоставит возможность убедиться в необходимости оказания психологической помощи, например, чрезмерно невротизированным личностям, ограниченной хотя бы в разработке небольших рекомендаций.

Информация по теме:

Индивидуальное консультирование несовершеннолетних, имеющих трудности общения с другим полом
С первого взгляда может показаться, что выделение только двух видов психологического консультирования несовершеннолетних — индивидуального и группового — нарушает логическую последовательность обсуждения: консультирование пар как бы исчез ...

Влияние семейных факторов житейской психологии на развитие личности ребенка
Житейские психологические знания носят конкретный характер; они принадлежат конкретным ситуациям, людям, задачам. Житейские психологические знания состоят в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получе ...

Возможности развития логического запоминания и успешности обучения у детей подросткового возраста
К среднему школьному возрасту ведущая деятельность перестает соответствовать задачам школьного обучения. Или наоборот - задачи школьного обучения перестают соответствовать ведущей деятельности подростков - межличностному общению. Это не о ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта