Особенности развития и коррекция моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Психология » Особенности развития и коррекция моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так, исследования, проведенные В.И. Бельтюковым (1977), М.М. Кольцовой (1973), Л.А. Кукуевым (1968), Л.А. Новиковым (1957) и др., показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции. М.М. Кольцова пришла к заключению, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» (1973, с. 130). Кроме того, М.М. Кольцова указывает, что если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

В то же время анализ литературы (В.И. Бельтюков, 1977, 1981; О.С. Бот, 1983; Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, 1985; В.А. Ковшиков, 1985; Е.М. Мастюкова, 1981; Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, 1989; и др.) показал, что подавляющее большинство исследований посвящено формированию и совершенствованию общей и артикуляционной моторики детей с ОНР, тогда как вопросы развития у данной категории дошкольников мелкой моторики не нашли должного изучения. Поэтому представляется актуальным экспериментально установить, как соотносится между собой мелкая моторика руки и речевое развитие у детей с общим недоразвитием речи. При этом, наиболее перспективными в этом отношении, на наш взгляд, является сопоставление детей с разным уровнем речевого развития, так как выявление взаимосвязи между выраженностью речевой патологии и степенью развития движений руки, несомненно, может способствовать определению основных направлений, задач, содержания и приемов коррекционно-логопедической работы, способствующих более качественной подготовки детей к обучению в школе.

В целом актуальность выбранной темы исследования обусловлена такими факторами, как:

– значимостью сформированности мелкой моторики в речевом и умственном развитии ребенка, в подготовке детей к обучению письму;

– необходимостью всестороннего исследования особенностей тонкой моторики у дошкольников с ОНР с целью определения специфики и степени выраженности ее отклонений;

– необходимостью своевременной организации коррекционной, профилактической и развивающей работы, направленной на нормализацию и развитие тонкой моторики с целью более качественной подготовки детей с речевыми нарушениями к школьному обучению.

Вышесказанное позволяет выдвинуть проблему исследования – выявить особенности мелкой моторики дошкольников с общим недоразвитием речи и определить наиболее эффективные средства, обеспечивающие развитие моторной и речевой сфер детей.

Информация по теме:

Эффект обратной связи
Если подойти к восприятию человека человеком в аспекте динамики, а не как к одноактному процессу, то важным звеном всей этой системы оказывается механизм так называемой обратной связи. Обратной связью выступает всякая информация, прямая и ...

Классификации конфликтов
Наличие огромного количества общих и частных классификаций конфликта, данных психологами, говорит о том, что их возможно столько, сколько различных сторон выявляет в нем психология. К основным признакам, на основе которых предлагаются раз ...

Операциональная теория интеллекта
Согласно Ж. Пиаже [17], интеллект - это наиболее совершенная форма адаптации организма к среде, представляющая собой единство процесса ассимиляции (воспроизведение элементов среды в психике субъекта в виде когнитивных психических схем) и ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта